00:47 | 24 июня, 2021

Археологи рассказали, кто жил на территории Смоленской области 4000 лет назад

Археологи рассказали, кто жил на территории Смоленской области  4000 лет назад
Фото: www.rabochy-put.ru

Сотрудники    Эрмитажа подвели итоги допанднемийной экспедиции к реке Сертейке в Велижском районе.

В течение 50 лет в долине реки Сертейки в районе деревни Рудня работает Северо-Западная археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Археологи обнаружили на территории Велижского района следы палеолитических поселений и стоянок, мастерские раннего железного века, селища и городища культуры длинных курганов.

В руки исследователей попали сети из корневищ черники и множество инструментов из костей лосей, извлеченные со дна реки, сообщает петербургский к анал 78.ru.

— Казалось бы, простая вещь, какие-то проколки, однако специалисты по изучению древних следов на вот этих предметах пришли к выводу, что это специальные орудия, которые использовались для лощения глиняной посуды. За ними стоит большая история технологии обработки глиняных предметов, — рассказал старший научный сотрудник, главный хранитель отдела археологии Восточной Европы и Сибири Эрмитажа Андрей Мазуркевич.

До того, как Эрмитаж с экспедицией впервые оказался в Смоленской области, у учёных не было подтверждённых данных о том, что здесь в каменном веке жили люди. Теперь известно, что в одном из двух обнаруженных домов жили «семья лосиных» в другом - «семья медвежьих». Выводы основаны на том, что одни люди делали украшения из костей лося, а другие – из зубов медведя.
На зверя ходили с луком из лещины. Ножи и скребки сооружали из кремня. Пользовались рельефной печатью, чтобы помечать собственность. Небольшие одноэтажные дома стояли на сваях.

— Одна из наших гипотез, которая отражает специфику наших свайных поселений, в том, что зарастающие озера с топкими берегами неуютными в 4- 3 тысячелетии, они затруднили подход к воде — им нужно было как можно ближе стать к воде, и поэтому на топких берегах они стали строить свайные посёлки. Это одно из объяснений, может быть, мы ещё что-то поймём, — продолжает Мазуркевич.

Из-за пандемии экспедицию в 2020 году пришлось пропустить, последний раз дайверы-археологи погружались в прошлое в 2019-м. Тогда из торфяника на дне реки достали фрагменты рыболовных сетей — сотканных, по всей видимости, из черничных корневищ.
Скорее всего, рыболовы преграждали сетями всё русло реки целиком, оставляя всю крупную рыбу себе и позволяя попадать в Западную Двину лишь малькам. Пока это только гипотеза.

В новую экспедицию дайверы-археологи отправятся уже этим летом.
У подозреваемых изъяли сотни литров спирта и тысячи пачек сигарет В Смоленске в суд направлено уголовное дело в отношении отца и сына, обвиняемых в незаконном обороте спиртосодержащей продукции и табачных изделий,