«Дело профессора Доуэля» – проект молодых, творческих и талантливых

В начале сентября в Смоленске состоялась премьера театрального независимого проекта «Дело профессора Доуэля», созданного актёрами Марией ВИЛЮНОВОЙ и Николаем ФАРНОСОВЫМ.

В начале сентября в Смоленске состоялась премьера театрального независимого проекта «Дело профессора Доуэля», созданного актёрами Марией ВИЛЮНОВОЙ и Николаем ФАРНОСОВЫМ. Несмотря на достаточно новый для Смоленска формат телерадиотеатра, в зале Камерного театра в день премьеры был практически аншлаг (пустыми остались всего несколько кресел), а двухчасовой спектакль прошёл в полной тишине – настолько зрители были увлечены происходившим на сцене.

Взаимоотношения Марии с произведением Беляева начались ещё в школьные годы: сначала это была прочитанная за рамками учебной программы книга, которая вызвала внутренний отклик и стала одним из любимых произведений, затем – монолог Лизы Брике, подготовленный для вступительного экзамена в театральный вуз, а 12 лет спустя – это воплощённое в жизнь желание, независимый проект двух актёров: кинорадиотеатр, где меняются парики, шляпы, голоса и места, «фантасмагория в двух телах и восьми головах» по мотивам научно-фантастического романа нашего земляка Александра Беляева.

– Будучи в театральной профессии, я подумала, что мне нужен проект, который всегда будет со мной, будет мобилен, который куда-то можно привезти и показать. Позже сформировалось желание того, чтобы эта постановка была для двух актёров, потому что собрать такой состав для репетиций и сделать проект мобильным проще и удобнее. И я начала вспоминать свои любимые произведения, и вновь мой выбор пал на книгу Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» .

Сама форма постановки спектакля пришла к Марии во время гастролей в Тамбове – под влиянием атмосферы усадьбы Рахманинова и его симфонической поэмы «Остров мёртвых», на которую, в свою очередь, композитора вдохновила одноимённая картина швейцарского художника Арнольда Бёклина, иллюстрирующая античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединённом острове, куда их переправляет на лодке Харон. Актриса отметила экзистенциальную связь этих произведений с научно-фантастическим романом Беляева, проходящую в контексте идею размышления о нахождении душ героев книги «Голова профессора Доуэля». И, в частности, о том, где же находится душа профессора Доуэля во время того, как его голова вынужденно живёт в лаборатории Керна.

Исходя из этого, Марией был выведен общий синопсис проекта: есть ли у человека выбор или это только иллюзия? Можно ли проводить опыты над человеком, не только физические, но и моральные, и не проводим ли мы их сами над собой? Ведёт ли наша совесть свой дневник? Насколько глубоко мы скрываем от самих себя истинные желания и страхи? Кому удаётся совмещать жизнь головы и тела не по отдельности?

– Все эти вопросы меня волнуют и интересуют. Ведь помимо научно-фантастической линии Беляев затрагивает множество разных пластов: психологический, научно-фантастический, любовный, философский, а ещё – темы предательства, порока и добродетели. Их можно найти множество, так как вписаны туда совершенно разные архетипы, идеи и образы в человеческом обличии, – рассказывает Мария Вилюнова, актриса, режиссёр проекта «Дело профессора Доуэля».

Благодаря задумке актрисы и креативному техническому решению, в спектакле, где задействованы всего два актёра, единовременно на сцене могут присутствовать и общаться между собой четыре героя – два воплощения двух актёров, а иллюстрация места действия – оживать и меняться в зависимости от сцен.

Стоит отметить, что одна из любимых особенностей актёрской профессии для Марии – возможность перевоплощаться в абсолютно разных персонажей и проживать их.

– Изначально мне было боязно браться за такую задачу перевоплощения, но ещё мне было крайне интересно и очень волнительно. Например, найти какую-либо деталь персонажа и зафиксировать её и выдержать весь-весь этот образ – так, чтобы эта особенность просто «прилипла» к герою. Порой ощущаешь путаницу в голове, когда перебегаешь из роли в роль, но это делает задачу ещё более интересной. Это на самом деле непростой процесс – влезать в рукава манекенов, переставлять их, надевать парики…Мне кажется, что это должно быть максимально легко и феерично. И от такого мастерства очень многое зависит в этой постановке, в ней есть куда расти и в ней можно совершенствоваться бесконечно и везде находить новые краски – в этом уникальность спектакля, – поделился своими впечатлениями актёр Николай Фарносов.

Напомним, что ранее в постановке принимал участие актёр Виталий Игнатенков. С ним спектакль прошёл «пробную» премьеру в январе 2019 года – на сцене ДК Профсоюзов. После этого интересы и творческие пути Виталия с Марией разошлись, и в обновлённый проект был приглашён Николай Фарносов – актёр Смоленского камерного театра и коллега Марии по театральной студии «Зелёный Кот».

– Прочитал произведение, влюбился в идею и очень рад участвовать , – отмечает Николай.

Одно из намерений Марии – при реализации идеи спектакля собрать творческих людей, которые смогли бы показать свои способности и таланты в одном проекте. Здесь актриса приводит цитату Славы Полунина: «Работай с теми людьми, которых хочется обнять».

Как отмечает сама актриса – режиссёр спектакля, команда действительно собралась нетривиальная, и у каждого её участника имеется своя маленькая история о том, как началось взаимодействие с «Делом».

Над воплощением в жизнь идеи «Дела профессора Доуэля» трудилась большая команда, включающая в себя и родителей Марии. Сергей Вилюнов, отец Марии, часто помогает сделать что-либо для спектаклей дочери. В данном проекте он создал конструкции манекенов.

Алиса ХОЛОД, дизайнер, модельер театрального образа:

– Моё участие в проекте началось с загадочного приглашения от Маши на встречу в кафе, на которой она рассказала мне о задумке спектакля и о том, что планируются своеобразные костюмы, и их техническое изготовление будет играть очень большую роль…

– Конечно, хотелось бы показать спектакль в других городах, выступить с ним на фестивалях. Но в этом году в основном будем показывать его в Смоленске. Также в планах – сделать благотворительный спектакль, чтобы помочь сбору средств на памятник Александру Романовичу Беляеву, – рассказала Мария.

Второй показ спектакля «Дело профессора Доуэля» состоится 7 октября на сцене Смоленского камерного театра. Подробную информацию об этом и следующих показах можно найти в группе проекта в социальной сети «Вконтакте»: deloprofessora .

Для справки

В создании проекта также участвовали:

Сергей Хандрык – музыкальное оформление, запись звука;

Игорь Спиренков – музыкальное и звуковое сопровождение;

Елена Миронова – создание образов, грим;

Алиса Аницкая – создание иллюстраций;

Василиса Макшакова – анимация иллюстраций;

Алиса Биличенко – ведение звука и анимации на спектакле;

Иван Баханков – художник по свету;

Сергей Хомяков – видеозапись, помощь в организации;

Кристина Давыдова – видеозапись;

Ирина Семёнова – дизайн афиш, фотографии.

Фото: Алиса АНИЦКАЯ

Алиса Аницкая

Последние новости

Смоленская область — в числе победителей конкурса «Лидеры поддержки. Женщины в экспорте»

Смоленская область вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Лидеры поддержки.

Беру огонь на себя. Невероятный подвиг Нины Соколовой

На здании Вяземского медицинского колледжа имени Е.О. Мухина 10 июня 2024 года торжественно открыта памятная табличка, посвященная  фельдшеру, вязьмичке Нине Александровне Соколовой (1920-2009).

В Смоленской области пройдет российско-белорусское тактико-специальное учение по медицине катастроф

26 июня 2024 года в Смоленской области пройдетроссийско-белорусское тактико-специальноеучение (ТСУ) по медицине катастроф.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *