Ефрем Подгайц: «Часто классика звучит более современно, чем то, что пишется сейчас»
Музыка Ефрема ПОДГАЙЦА звучала в Смоленске не однажды. А сам он впервые побывал в нашем городе только осенью прошлого года,
Музыка Ефрема ПОДГАЙЦА звучала в Смоленске не однажды. А сам он впервые побывал в нашем городе только осенью прошлого года, когда в областной филармонии состоялась премьера его Концерта № 3 для аккордеона с оркестром «Пёстрый залив». Тогда же нам удалось и пообщаться…
Запутанная терминология
– Я рад находиться здесь, в Смоленске. Мне нравится город, люди, которые меня здесь встречают.
Вообще, о Смоленске как о музыкальном центре, о вашей филармонии я наслышан давно. Моя музыка здесь тоже звучала много раз. В исполнении разных коллективов, в том числе и оркестра Дубровского под руководством Игоря Каждана. И те записи, которые мне удалось услышать, демонстрируют исполнение самого высокого класса.
Я пишу непростую музыку. На слух она воспринимается легко, но сыграть её и продирижировать может далеко не каждый. И я заметил, что чаще всего такие сложности некоторые мои сочинения вызывают у смычковых струнных: скрипок, альтов, виолончелей. У меня есть Фантазия для кларнета с оркестром «Сарафан для Мишель». Был вариант для камерного оркестра, который несколько дирижёров пытались сделать и не справились. А потом, когда я написал переложение для русского оркестра, оказалось, что у музыкантов, играющих на домрах, балалайках и баянах, и у дирижёров всё получается довольно легко.
– Ефрем Иосифович, у большинства непосвящённых современная музыка ассоциируется с авангардом…
– Мне кажется, есть большая неразбериха в определениях и каких-то устоявшихся оценках. Например, кроме «современная» ещё часто любят говорить «актуальная». Я считаю, что это вообще бред полный. Получается, что Бах и Моцарт уже не актуальны? А скрип полов и хруст стёкол – как раз то, что надо? Даже если допустить утвердительный ответ во втором случае, сразу возникает другой вопрос: но музыка ли это?..
У Маркса есть определение железной дороги: это то, что функционирует как железная дорога. По аналогии можно сказать, что музыка прежде всего должна быль музыкой. А если это не похоже на музыку, может, это и не музыка?
И очень важно понимать, для кого и для чего она пишется. Уж явно не для того, чтобы три-четыре музыковеда собрались и провели конференцию, а потом написали статью о концепции композитора. Автору необходимо помнить о слушателе, о том, будет ли интересно его произведение публике. И можно ли его играть в филармонии – рядом с Моцартом, Гайдном, Брамсом.
В Москве был цикл концертов «Диалоги», когда в одном отделении исполняли классику, а в другом – современную музыку. И оказалось, что далеко не каждый современный композитор может звучать рядом с классиком. Вот очень простой, но довольно точный критерий.
Современная классика
– У одного из ваших коллег есть теория, что каждое время имеет свои вибрации. И чтобы продлить молодость, необходимо сколько-то минут в день слушать именно современную музыку…
– Позволю себе не согласиться. Мне не кажется обязательным слушание совсем новой музыки, тем более что она очень разного качества и не всегда самого высокого. Да, конечно, надо быть в курсе, но для молодости и творческого тонуса, думаю, лучше послушать Моцарта, Бетховена и так далее. И эта музыка, кстати, часто более современная, чем то, что пишется сейчас. И технологически потрясающая.
Вы никогда не задумывались, почему так популярен Вивальди? Да потому что его музыка звучит очень современно. Потому что по ощущению времени он опередил свою эпоху.
– Ваши «Времена года» навеяны музыкой Вивальди?
– Они посвящены Вивальди, но идея там немного другая. Всё-таки у меня «Времена года в Москве», поэтому в каждой из частей там есть небольшие цитаты, связанные с московской темой – как некие детали, которые очень хорошо знакомы слушателям, чтобы обозначить место действия.
– Наш оркестр Дубровского исполнял это произведение с Александром Тростянским…
– Они играли блестяще – я слышал эту запись. Кстати, сочетание скрипки с русским народным оркестром очень хорошо.
Другое дело, что от самого термина «народный» применительно к оркестру нам пора отказываться. Уже сейчас баян, домра, аккордеон, балалайка стали полноправными академическими инструментами.
Не понимаю, как вообще можно противопоставлять академические и народные инструменты. А что, скрипка – не народный инструмент? Я вижу в этом некоторый пережиток, который негативно влияет на ощущение музыкантов, играющих на этих инструментах. Вроде как одни играют только «Ах вы сени, мои сени», а другие музыкой занимаются.
А уж по уровню технологической оснащённости эти музыканты во многом превосходят тех, кого принято называть академическими. У них очень сильная мотивация: для них новый репертуар как хлеб.
Муки творчества
– Ефрем Иосифович, поговорим о магии творчества? Слышала, как вы говорили, что у вас в работу идёт буквально всё…
– Да. Например, я очень люблю гулять. И по пути подмечаю какие-то важные, но малозаметные детали. Однажды в Царицыно я увидел на дереве последний лист, как в рассказе О’Генри, – вернулся домой и написал миниатюру.
И таких историй много. И живопись, и литература, и природа очень помогают композитору в нахождении каких-то идей, тем. Я пишу довольно быстро. Главное – поймать идею. А вот как эта самая идея появляется – сказать трудно.
У меня есть сочинение «Двойное зеркало» – для баяна, виолончели и симфонического оркестра. Фридрих Липс много лет просил меня написать нечто такое, но у меня никак не получалось. И совершенно неожиданно, читая роман Джорджа Элиота, я обнаружил там эпиграф к одной из глав, который очень мне помог. В тот момент я вдруг ясно понял, какое это будет сочинение. Оставалось только написать.
– А сам процесс написания много энергии отнимает?
– Очень! Признаюсь честно: заканчивая какое-то произведение, я чувствую себя совершенно опустошённым энергетически. И каждый раз к этому добавляется ещё и абсолютная неуверенность в себе. Думаешь: всё, больше я уже не смогу ничего написать никогда. Другое дело, что со временем, с опытом понимаешь, что это пройдёт и ты снова что-нибудь да сочинишь.
Вообще, творческий процесс – это некое состояние транса. Художественного транса – как определил мой приятель Юрий Дружкин. Оно может быть вызвано разными причинами и влиянием, но только в этом состоянии рождается музыка. А если в основе лишь холодный расчёт и формулы, музыки не будет. Хотя иногда результат и может быть похожим на музыку, такое произведение вряд ли сильно затронет слушателя…
Справка «СГ»
Ефрем Подгайц – советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой композиции Московского музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова.
Автор около 300 сочинений, в том числе 13 опер, двух балетов, шести мюзиклов, симфонических, камерных, хоровых и вокальных произведений, музыки для театра и кино.
Родился 6 октября 1949 года. В десять лет поступил в Московскую музыкальную школу № 30, где учился играть на скрипке и начал заниматься композицией.
Позже окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории и саму консерваторию по классу композиции.
Музыка Ефрема Подгайца неоднократно звучала на фестивалях и конкурсах в России и за рубежом. Его произведения – в педагогическом репертуаре музыкальных школ, училищ и вузов.
Статьи о творчестве композитора вошли в издающийся в Оксфорде Гроуновский энциклопедический словарь, а также в российское энциклопедическое издание «Музыканты мира».
Вставки
«Устройство музыки невозможно объяснить без человека. Собственно, музыка это и есть восприятие человеком того, что заложил в неё композитор. Все связи и образы рождаются в нас, а не просто создаются при помощи частоты звука или какой-то частоты…»
«Любое произведение искусства подчиняется определённым законам. Если вообще не обращать на это внимание, часто получается то, что называется авангардной музыкой…»
Фото: из личного архива Ефрема ПОДГАЙЦА
Ольга Суркова
Последние новости
Смоленские краеведы встретились с родственником смоленского партизана Владимира Куриленко
С племянником смоленского партизана-подрывника Владимира Куриленко Михаилом Изгородиным в стенах Штаба ЛДПР встретились волонтеры культуры.25 декабря 2024 года исполнилось 100 лет со Дня рождения Героя Советского Союза.
Для бойцов 49-й бригады передали дорогостоящее оборудование в рамках проекта «Единой России» «Всё для фронта»
Как рассказал сенатор РФ, координатор проекта Артем Малащенков, большую часть средств передала смолянка Мария Николаевна Координатор проекта «Единой России» «Всё для фронта»,
Артём Туров исполнил мечту еще двух юных смолянок
Депутат Госдумы участвует в ежегодной доброй акции «Ёлка желаний» Маленькая Лера из Гагарина мечтала о большом летнем уличном бассейне.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи