Фантазия для скрипки и органа
О солистке нашей областной филармонии скрипачке Анастасии ВЕДЯКОВОЙ «Смоленская газета» уже писала.
О солистке нашей областной филармонии скрипачке Анастасии ВЕДЯКОВОЙ «Смоленская газета» уже писала. Она хорошо знакома публике не только собственной виртуозной игрой, но и всегда нетривиальными программами, в которых Анастасия выступает с интересными музыкантами. В декабре это были «Дуэты от Баха до XXI века» с органисткой из Москвы Анастасией БЫКОВОЙ. Во время этого концерта публику ждало немало приятных сюрпризов. Это и российская премьера фантазии на тему оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» Франтишека Ондржичека, и транскрипция для скрипки и органа знаменитого «Болеро» Мориса Равеля, и ещё много прекрасной музыки в великолепном исполнении двух Анастасий. В общем, тем для разговора было достаточно…
Впервые в России– Анастасия, вы всегда включаете в свои программы какие-то необычные произведения…
Анастасия Ведякова: – Конечно, я стараюсь делать оригинальные программы, но при этом не забываю, что не всякое произведение публика готова воспринимать. В основном это касается современной музыки, но и в классической тоже встречается. Так что моя основная задача – соблюдать некий баланс между тем, что мы хотим показать, и тем, что зал хочет услышать.
– Сегодня в филармонии впервые в России прозвучала «Фантазия…» Франтишека Ондржичека. Почему вы решили премьерное исполнение устроить именно в Смоленске?
Анастасия Ведякова: – По-моему, всё очевидно: это главный город, связанный с именем основоположника русской классики. Концертный зал имени Глинки на улице Глинки напротив его же памятника – на мой взгляд, очень символично.
Для меня стало сюрпризом, что эту фантазию написал чешский скрипач и композитор, который родился в год смерти Глинки, в 1857-м. И это большая редкость для скрипки, когда в основе произведения – тема из русской оперы. И просто невероятная удача – то, что нам попались эти ноты.
У меня нет информации по поводу зарубежного исполнения этой фантазии, хотя вряд ли и там её часто играют, потому что произведение довольно редкое и, мягко говоря, сложное – как для скрипача, так и для того, кто выступает с ним в дуэте. В данном случае – для органиста. Я рада, что у нас всё получилось.
Анастасия Быкова: – Когда Настя предложила мне включить в программу «Фантазию…» Ондржичека, я сразу попросила ноты, потому что любое переложение для органа – это довольно сложно, и не каждое произведение в результате будет хорошо звучать.
К тому же были некие опасения: как вообще можно переложить вокально-оркестровую музыку на орган и скрипку. Но всё получилось гармонично, и орган очень удачно подошёл к этой транскрипции – нам самим понравилось.
Если честно, мне вообще нравится сочетание скрипки и органа, потому что они хорошо дополняют друг друга в оригинальных дуэтах и там, где орган заменяет оркестр.
Право выбора– Настя, я знаю, что вы сегодня впервые играли на инструменте, который год назад сами же и выбрали для нашей филармонии…
Анастасия Быкова: – Да, я от Насти узнала, что в Смоленскую филармонию нужен орган, и согласилась помочь с выбором. Тем более что как раз тогда в Москве проходила выставка музыкальных инструментов, где был целый зал с электронными органами.
Вообще, у современных инструментов – очень большие возможности. Ещё лет десять назад такого не было. А следующий шаг в этом направлении – виртуальные органы. Когда слушатель может погрузиться в звучание конкретного инструмента, который расположен далеко. Для этого записывается звучание каждой ноты каждого регистра, закладывается в компьютерную систему – такую большую космическую машину – и воспроизводится.
Здесь пока не такой инструмент, но электроника в нём очень хорошая. Мы остановились на нём, выбирая из нескольких вариантов. Обсуждали, какая акустика, сможет ли он заполнить зал. И, судя по сегодняшнему концерту, орган сюда идеально вписался: хорошо звучит, даёт целый спектр возможностей для исполнителя. Мне очень приятно, что всё так сложилось.
– Органисты – как дирижёры: публику во время выступления не видят. А вы чувствуете её настрой?
Анастасия Быкова: – Конечно. Энергетика публики, её настрой чувствуются всегда. Уже с первых нот, первого произведения мне становится понятно, как зал воспринимает выступление. Здесь, в Смоленске, я обратила внимание, идёт такая концентрация и соучастие слушателей в концерте – это очень приятно.
В дуэте– Несколько слов о вашем дуэте. Вы давно выступаете вместе?
Анастасия Ведякова: – Уже больше десяти лет. В основном в Москве, иногда – в области. И я очень рада, что мне удалось пригласить Анастасию в Смоленск. Я от неё в большом восторге, потому что она очень тонкий музыкант, великолепный профессионал. Кстати, её педагогом в Российской академии музыки был уже известный смолянам Александр Владимирович Фисейский.
Анастасия Быкова: – Мне кажется, в жизни не бывает случайностей – всё предопределено. Я очень рада, что когда-то судьба свела нас с Настей, и сейчас мы можем сотрудничать.
От неё всегда поступают очень интересные предложения. Например, с творчеством Элгара я знакома как органистка, потому что у него довольно много органной музыки. Но с Настей мы и его камерные произведения играли, и оркестровые переложения делали. Мне это очень нравится, потому что Элгар – интересный композитор. По-моему, наш слушатель нуждается в подобной музыке.
А от «Болеро» Равеля в переложении Насти, которое мы сегодня исполнили, я просто получаю большой эмоциональный заряд. Даже во время репетиций, потому что сам ритм меня вводит в определённый транс. Ну а то, что Настя вообще взялась за эту тему и с таким блеском её реализовала, безусловно, говорит о том, что она молодец!
От Баха до Элгара
– Кстати, об Элгаре и о том, что Настя – молодец. Я слышала, что этой осенью вы стали обладателем The Elgar Medal в Великобритании…
Анастасия Ведякова: – Эта осень вообще выдалась у меня довольно плодотворной и богатой на интересные события. Я, конечно, готовилась заранее, отправляла свои заявки. Но так получилось, что все они были приняты.
И в сентябре я участвовала в Бах-симпозиуме, который проходил в Дрездене. Там у меня был доклад, посвящённый музыке Иоганна Себастьяна Баха в японском кинематографе. Это была теоретическая часть, ставшая для меня самой большим открытием. Я давно сотрудничаю с японцами, и волей-неволей мне пришлось соприкоснуться с их культурой. Что неожиданно вывело меня на эту тему, потому что, как оказалось, Бах в японском кино весьма популярен. А практической частью стало исполнение мной «Чаконы» Баха и нескольких миниатюр японских композиторов для скрипки соло.
Чуть позже я представляла Смоленскую филармонию в Вологде – на фестивале, посвящённом композитору Евгению Гаврилину. Мы с Андреем Коробейниковым исполнили одну пьесу Гаврилина для скрипки и фортепиано. Причём для нас обоих это было так неожиданно, что пришлось выступать практически без репетиций. Но всё получилось, и вдова композитора нас очень благодарила.
А третья моя поездка была как раз в Великобританию, где у меня был сольный концерт, после которого меня внезапно наградили медалью Эдварда Элгара. Конечно, это была очень приятная неожиданность. И скажу по секрету, мне даже удалось провезти в Россию два букета из подаренных там, и они ещё неделю простояли у меня дома!
Ну а после возвращения из Великобритании мы с Настей погрузились в подготовку концерта в Смоленске.
– Долго готовились?
Анастасия Ведякова: – По-разному. Что-то мы взяли из нашего предыдущего репертуара. А некоторые произведения – как та же «Фантазия…» Ондржичека – были эксклюзивно подготовлены для этого концерта.
Анастасия Быкова: – Для музыканта очень долгий и важный процесс – вынашивание самой программы в голове. У меня, например, большая работа с нотами, партитурами, продумывание регистровых планов. Потому что каждый новый орган – это всегда большой сюрприз, ведь в мире нет двух одинаковых инструментов. И нужно разбираться в системе довольно быстро, поскольку репетировать на месте приходится в сжатые сроки.
Так что дома мы проводим большую подготовительную работу, которая требует определённого времени. Но когда музыка в радость, это не напрягает. Ты не замечаешь длительности подготовки, получая от неё удовольствие. И как итог – такое же удовольствие уже и от хорошего концерта…
Фото: Ольга ХОМЕНКОВА
Ольга Суркова
Последние новости
Смоленские краеведы встретились с родственником смоленского партизана Владимира Куриленко
С племянником смоленского партизана-подрывника Владимира Куриленко Михаилом Изгородиным в стенах Штаба ЛДПР встретились волонтеры культуры.25 декабря 2024 года исполнилось 100 лет со Дня рождения Героя Советского Союза.
Для бойцов 49-й бригады передали дорогостоящее оборудование в рамках проекта «Единой России» «Всё для фронта»
Как рассказал сенатор РФ, координатор проекта Артем Малащенков, большую часть средств передала смолянка Мария Николаевна Координатор проекта «Единой России» «Всё для фронта»,
Артём Туров исполнил мечту еще двух юных смолянок
Депутат Госдумы участвует в ежегодной доброй акции «Ёлка желаний» Маленькая Лера из Гагарина мечтала о большом летнем уличном бассейне.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения