Лев Саксонов: в продолжение жизни
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Продолжение жизни…». В экспозиции представлены работы московского художника Льва Саксонова,
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Продолжение жизни…». В экспозиции представлены работы московского художника Льва Саксонова, выполненные им в течение нескольких десятилетий – начиная с 60-х годов прошлого века и заканчивая 2018-м. Год назад автора не стало, но он по-прежнему продолжает своё общение со зрителем, приглашая того к неспешному диалогу о сокровенном. Вот такое продолжение жизни…
Смоленск в дождь
Одно из центральных мест в экспозиции занимает работа, посвящённая Смоленску. Потрясающий городской пейзаж с фасадами домов, умытыми струями дождя.
– Это собирательный образ, хотя там точно выхвачены смоленские дома, – говорит сын художника Даниил САКСОНОВ . – Пейзаж конкретный и символический одновременно. Это вообще излюбленная манера Льва Саксонова, когда предельная физика объекта дополняется метафизикой пространства.
«Смоленск в дождь» – одна из большой серии работ, посвящённой старинным русским городам.
– Во всех этих пейзажах обязательно есть выхваченные из реальности детали: храмы, дома, фонарные столбы, железные дороги, – но всё это погружено в космическую ауру безграничного пространства, – продолжает Даниил Саксонов. – Это очень глубокое и личное восприятие. И все места узнаваемы.
Глубоко личное восприятие – в основе практически каждого произведения Льва Саксонова. Случай из жизни, прочитанная книга, попавшаяся на глаза фотография, даже сон – всё может стать сюжетом, сплетённым из зашифрованных в действие мыслей и эмоций. Отдельные листы складываются в циклы-главы, а вся экспозиция похожа на мемуары, написанные не словами, а образами.
– Художник Лев Григорьевич Саксонов в своих произведениях не кричит, а тихо шепчет на ухо о том, что увидел, – считает искусствовед из Москвы Ирина РЯБУШКИНА . – У него люди превращаются в птиц, а птицы – в людей. У него чудесные маленькие животные показывают, как можно принимать естественный ход жизни, не сопротивляясь ему. Он воспевает культуру и обычаи маленького народа, который многие считают изгоем. Он создаёт книги как арт-объекты с невероятно красивыми иллюстрациями, в которые надо погружаться так же, как в текст, чтобы научиться их читать. Взять, к примеру, его цикл иллюстраций к рассказу Чехова «Нахлебники» – это же просто рвущие душу работы. Лев Саксонов работал и жил в своём собственном прекрасном мире. И внутри него, конечно, бушевали бури – не может художник расти без бурь. Но они не касались ни быта, ни близких, выплёскиваясь вдохновением на бумагу и холсты…
По рельсам судьбы
Лев Саксонов родился в 1929 году в городе Камышине на Волге. А потом семья переехала в Воронеж. Именно там мальчик начал заниматься рисунком в местном Дворце пионеров. Там же его застала и война.
– Когда Воронеж бомбили фашисты, отец с сестрой и матерью чудом попали на поезд, который увёз их в эвакуацию, – рассказывает Даниил Саксонов. – До Башкирии поезд ехал два месяца, пропуская военные эшелоны и останавливаясь на каждом полустанке. Во время одной из таких остановок они с сестрой потеряли маму. А через две недели она чудом их нашла – посреди войны и горящей страны на этих бесконечных железнодорожных перегонах. И эта картина, где отец нарисовал одну из станций и себя, вышедшего за кипятком, – воспоминание о том времени. Она стала началом огромного и совершенно невероятного цикла «Железнодорожные этюды».
Другой важный для него цикл, над которым Лев Саксонов работал больше сорока лет, посвящён Холокосту. В экспозиции он представлен двумя работами: «Мадонна в Варшавском гетто» и автопортрет «Не везите детей в Освенцим». На последней – опять железная дорога и сам художник, только уже взрослый, с красным флажком в руке. Образ отчаянной попытки остановить эшелон, везущий детей на смерть.
– В семидесятые годы отец попал на выставку польского плаката и фотографии, которая проходила в Манеже, – поясняет Даниил Саксонов. – Там он увидел снимок, где еврейские дети выглядывают из эшелона перед отправкой в лагерь смерти. Он рассказывал, что стоял возле этой фотографии несколько часов – не мог отойти, потому что чувствовал, как эти дети смотрят на него: одни обречённо, другие с мольбой. Он вдруг осознал, что в те годы был ровесником этих ребят, но теперь он есть, а их уже нет. И дальше он жил с этим осознанием и создавал свой уникальный цикл о Холокосте, которому были посвящены отдельные выставки в Москве и Вильнюсе.
Свой почерк
В 1952 году Лев Саксонов окончил художественное отделение Московского полиграфического института. Начинал как книжный график – иллюстрировал книги в издательстве «Советский писатель». Был мастером промышленной графики: делал значки, торговые знаки, открытки. И уже для себя – для творчества, а не для ремесла – постоянно занимался офортами.
Циклы литературных иллюстраций занимают значительную часть экспозиции выставки «Продолжение жизни». В числе предпочтений художника – Чехов, Шекспир, Данте, Гоголь, Блок, Шолом Алейхем, Саша Соколов и многие другие авторы.
– Эти иллюстрации не издавались – он делал их для себя, – говорит Даниил Саксонов. – При этом многие эксперты признают их выдающимися. На мой взгляд, это удивительные циклы, которые не являются прямыми иллюстрациями – в них художник создаёт абсолютно свой мир, как бы увиденный во сне, но в то же время конгениальный миру тех книг, о которых идёт речь. Мы знаем, что сам Данте обозначил геометрию своего ада как девять концентрических сужающихся кругов. Но отец показывает его как разомкнутое безграничное пространство: вышедшая из берегов река забвения, из которой выхватываются фрагментами человеческие лица, тела, судьбы. Это совсем другой космос, но он соответствует духу «Божественной комедии».
Увлечение офортом и постоянные эксперименты привели к тому, что со временем Лев Саксонов выработал свой фирменный стиль – смешанную технику, где офорт соединяется с пастелью или гуашью.
– Иглой на пластине делается тончайший фигуративный рисунок, а с помощью цвета создаётся пространство – сложное, многослойное, масштабное, – поясняет Даниил Саксонов. – Таким образом в его работах совмещаются графика и живопись, реалистическое искусство и абстрактное, классическое и современное, предельная физика сюжета и метафизика пространства. И в этом он достиг каких-то непревзойдённых высот.
Нравственный камертон
Первая персональная выставка Льва Саксонова «Холокост» состоялась в 1999 году в Москве, в Центральном доме художника. С тех пор они проходили регулярно – в России и за рубежом. А вот осознание того, что его узнают, пришло к нему ещё позже – и сразу вспомнились пророческие слова институтского педагога: «Придёт время, молодой человек, и вас узнают»…
– Отец был удивительно скромным человеком. Никогда не самоутверждался за счёт других, не занимался саморекламой. Он был любящим, добрым, заботливым, милосердным человеком и одновременно глубоким и большим художником. Помню, как он рисовал, а я в это время сидел у него на шее – и ему это нисколько не мешало. Его жизнь никак не противоречила творчеству. Художник, проповедующий в своих работах жалость, сочувствие и человечность, и в жизни готов был отдать последнее. При всём космическом масштабе созданного им пространства человек у него всегда остаётся мерой всех вещей. Он любил цитировать эту мудрость древних греков – она была для него и нравственным, и эстетическим камертоном.
Смоленск стал первым в череде российских городов, где открылась выставка «Продолжение жизни…». Дальше будут Тула, Тверь, Курск и другие. Но пока именно у смолян есть возможность увидеть работы Льва Саксонова. И, разобравшись в хитросплетениях линий, мыслей и сюжетов, услышать негромкий голос самого автора…
Вставки
«Я помню огромный офортный станок, как любил играть с его колесом, чувствуя себя капитаном у штурвала корабля. Помню запах краски и цинковые пластины, которые нужно было травить кислотой, но отец этого не делал, потому что мастерская долгое время была у нас дома.
Помню, как он делал линогравюры на квадратиках линолеума, которыми выстилался пол в подъездах.
Иногда отцу не хватало денег на холсты, и он рисовал на чём придётся. Здесь, на выставке, есть великолепная живописная работа с радугой, сделанная на упаковочном картоне. А для некоторых иллюстраций к «Божественной комедии» Данте он использовал коробку от телевизора, которую нашёл на помойке…»
«Жалость была одной из каких-то базовых ценностей отца. Он считал, что в ней нет ничего унизительного для человека – наоборот, он видел в этом предельное проявление человечности. В этом смысле он был ярым противником философии Ницше. Искренний гнев у него вызывала фраза «падающего подтолкни» – он не мог понять, как это возможно…»
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова
Последние новости
Смоленские краеведы встретились с родственником смоленского партизана Владимира Куриленко
С племянником смоленского партизана-подрывника Владимира Куриленко Михаилом Изгородиным в стенах Штаба ЛДПР встретились волонтеры культуры.25 декабря 2024 года исполнилось 100 лет со Дня рождения Героя Советского Союза.
Для бойцов 49-й бригады передали дорогостоящее оборудование в рамках проекта «Единой России» «Всё для фронта»
Как рассказал сенатор РФ, координатор проекта Артем Малащенков, большую часть средств передала смолянка Мария Николаевна Координатор проекта «Единой России» «Всё для фронта»,
Артём Туров исполнил мечту еще двух юных смолянок
Депутат Госдумы участвует в ежегодной доброй акции «Ёлка желаний» Маленькая Лера из Гагарина мечтала о большом летнем уличном бассейне.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований