Нина Агеева: за гранью чёрного квадрата

Заслуженный художник России Нина Агеева ушла из жизни, всего пару месяцев не дожив до девяностолетия.

Заслуженный художник России Нина Агеева ушла из жизни, всего пару месяцев не дожив до девяностолетия. И вместо запланированной персональной выставки, посвящённой юбилею, в Доме художника открылась выставка её памяти…

Пространство света

Нина Ипполитовна была удивительным человеком: очень глубоким, тонко чувствующим, искренним и светлым. У неё на всё был свой взгляд, порой поражающий своей нестандартностью, что особенно ярко проявилось в её работах.

– Вот эта работа называется «Первоклассники», – говорит дочь Нины Агеевой художник Анна БЕНЕВОЛЕНСКАЯ. – Она написана в 1987 году, когда её внук, которому сейчас уже 42 года, пошёл в первый класс. И мама восприняла это так: открылась огромная чёрная дверь, и маленькие детки с цветочками уходят туда, как в какую-то чёрную дыру.

Фото: © Елена БЕЛЫХ

К теме «чёрного квадрата» Нина Ипполитовна потом возвращалась в своей живописи не однажды. Особенно в последнее время.

– У неё есть незаконченная работа, которую мы не стали выставлять здесь, – продолжает Анна Беневоленская. – Там чёрный квадрат как символ некой бездны, вокруг которой идёт жизнь: люди веселятся, играют в футбол, занимаются какими-то повседневными делами, но их постепенно втягивает в эту черноту как в воронку.

В экспозиции много последних работ художника, созданных уже после большой персональной выставки, посвящённой 85-летию Нины Агеевой. Собственно, так и задумывалось – сделать основой размышления автора, уже стоящего на пороге вечности и многое переосмысливающего в своих взглядах на жизнь. Как в работе «Пространство безысходности», написанной после посещения онкоцентра.

– Конечно, мы не могли обойтись и без каких-то базовых работ, – поясняет Анна Беневоленская. – Сознательно не стали включать хорошо известные и много раз показанные. Решили оставить за кадром и портреты, сделав исключение только для автопортретов и портретов её матери и мужа.

Семейные ценности

Экспозиция получилась очень разноплановой. От классического реализма самой ранней работы «Пыльный день» 1961 года до концептуальной живописи 20-х годов уже нового века. С множеством творческих находок и открытий на пути вечного поиска.

– Нина Ипполитовна искала постоянно, пробуя разные техники и темы, – говорит художник Алёна ДРОЗДОВА. – Это хорошо прослеживается в экспозиции, где представлены работы разных периодов её творчества. И просто удивительно, насколько менялся её стиль в течение жизни. Причём эти творческие эксперименты продолжались до последнего, когда она уже с трудом ходила в мастерскую или работала дома.

Центральное место в экспозиции занимает картина «Семья». В центре большого полотна изображена семья деда Нины Агеевой: сам глава в военном мундире, его жена, сын и четыре дочери, в числе которых и мама художника.

– Мы сделали эту картину центральной, потому что для мамы всегда была очень важна тема её семьи, рода, традиций, преемственности, – поясняет Анна Беневоленская. – Она всю жизнь прожила рядом со своей матерью Ниной Казимировной Пальчинской – у них была какая-то глубинная связь. И мамины манеры, воспитание, культура, благородство – всё оттуда.

По признанию самой Нины Ипполитовны, мама понимала и поддерживала её всю жизнь. Даже когда дочь, уже практически заканчивая учёбу в строительном институте, вдруг всё бросила и поступила на худграф. Или когда, получив диплом, уехала из Москвы в провинциальный Смоленск. И Нина Казимировна, продав квартиру в центре столицы, приехала вслед за дочерью.

Первые на худграфе

Нина Агеева вместе с Владимиром Ельчаниновым и Валерием Ласкиным были первыми, кто приехал создавать в Смоленске художественно-графический факультет. Она часто в разговорах вспоминала то время, сокрушаясь, что может не успеть рассказать о чём-то важном.

– Мне посчастливилось быть в числе первых выпускников худграфа Смоленского пединститута, – вспоминает заслуженный художник России Владимир ЛАВРЕНОВ. – Помню, как первого сентября мы собрались в аудитории и ждали своих преподавателей. И вдруг открывается дверь и входят трое в белых плащах. И Нина Ипполитовна среди них – чёрненькая, стройненькая, на высоких каблучках. Она два года вела у нас скульптуру, пока не приехал Альберт Сергеев. А ещё они с Валерием Ласкиным занимались с нами факультативно кукольным театром. Мы делали спектакли, с которыми ездили по районам. Вообще, с ней всегда было очень интересно, она могла зажечь своим творчеством любого и, конечно, всегда поддерживала молодых.

Нина Ипполитовна говорила, что Смоленск очаровал её с первого взгляда: старые здания, архаичные часы, овраги, холмы, дома, соразмерные человеческому росту… Потом всё это не однажды будет запечатлено на её холстах.
Вообще, все её работы предельно искренни и автобиографичны уже потому, что художник в них не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник процесса, изображающий не столько увиденное, сколько прочувствованное.

Были ландыши

– Эта выставка, на мой взгляд, получилась очень тёплой, камерной, интимной – без пафоса, – считает Алёна Дроздова. – Хотя творчество Нины Ипполитовны, безусловно, достойно и более масштабных пространств. У неё в каждой работе какая-то философия, глубина – даже в простеньких на первый взгляд этюдах. У неё и отношение к жизни было таким философским, мудрым. Мне кажется, она всё могла понять, принять и не осуждать.

– Когда стали собирать выставку, выяснилось, что у мамы огромное количество работ с ландышами, – признаётся Анна Беневоленская. – Причём они везде такие разные! Есть написанные реалистично, подробно, очень душевно. По одному или в букете. Иногда она включает этот цветок в свои работы как какой-то символ, и он тоже трансформируется в течение её жизни. Или вот из последнего – «Были ландыши», где мы видим увядший букет с почти пергаментными листьями.

Удивительно, как меняется восприятие работ, когда знаешь, что их автора уже нет. Может быть, потому что на смену живому общению приходят внутренние диалоги, в которых ты не всегда можешь ответить за незримого собеседника. Может быть, потому что ты вдруг осознаёшь, что в бесконечной вариативности творческого поиска уже поставлена точка и новых версий не будет. Хотя остаются всё те же бесконечные вариации нашего восприятия работ художника, где фантомными отпечатками проступают эмоции и мысли автора…

– Я всегда любила то, чем занималась, – призналась мне Нина Ипполитовна. – И мне всё это было в радость – вне зависимости от темы или жанра работы, от того, получается или нет, успешно, не успешно… Мне нравился сам процесс. Уже начиная с выдавливания красок на палитру, размешивания их, поиска нужного цвета…

От первого лица

Надежда ДЕВЕРИЛИНА, советник-эксперт областного департамента по культуре:

– Нина Ипполитовна – талант огромного масштаба. В ней было много искренности, солнечности и такого света, который она щедро дарила всем, с кем её сводила судьба. Несмотря на свой суровый облик, она была очень тонким человеком, удивительно чувствующим тех, кто рядом, понимающим их мысли и желания.

Художник вообще особая профессия. Он уходит, а его душа, чувства, отношение к миру остаются в работах. И мы можем их видеть. Только теперь всё воспринимается по-другому – глубже, серьёзнее, основательнее.

Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, заслуженный художник России:

– Главное качество Нины Агеевой – умение сопереживать. Здесь есть её картина, где видно, как она теряется в пространстве после ухода Ельчанинова и Ласкина. И это чувство сопричастности в ней было очень сильным. Как она ни старалась его спрятать, всё равно оно проявлялось.

А ещё она всегда была оптимисткой. Могла позвонить и запеть: «Взвейтесь кострами, синие ночи!» И ты тут же подхватывала, потому что столько энергии и задора было в её голосе!

Вера САМАРИНА, заслуженный художник России:

– Я шла сюда, на открытие выставки, под дождём и подумала, что сама природа оплакивает уход Нины Агеевой.

Она была удивительным человеком. Художник замечательный, с нестандартным взглядом. Ей подвластны все жанры. Она всегда что-то сочиняла – у неё много сложных, многослойных работ. И мало того, что она живописец, но ещё и офортистка, которая умудрилась в маленьких по формату работах передать целую философию…

Александра РУСЕЦКАЯ, скульптор:

– Её картины заставляют думать. Каждой из них она с нами разговаривает. Иногда что-то недоговаривает, и эта недосказанность делает работу ещё более многогранной.

Я всегда с восхищением смотрела на неё, поскольку она из тех людей, от которых просто не хочется отводить глаз. И интересно, что здесь, на выставке, её работы в той же цветовой гамме, что и она сама к девяностолетию – вся серебристая.

Я давно хотела сделать её портрет. И за год до пандемии у меня это получилось. Мы проработали сеанса три или четыре, и для меня это было такое удовольствие! При этом она много говорила, вспоминала, благодаря чему я больше поняла её творчество и жизнь. Мне кажется, у меня получилось в этом портрете передать не только внешность, но и душу, внутреннее состояние.

Ольга Суркова

Последние новости

Медики назвали самые частые причины для вызова «скорой» в Смоленской области на новогодних каникулах

Отдохнуть бригадам «скорой» помощи не удалось, работы было немало В Смоленской области станция скорой медицинской помощи подвела итоги работы за первую неделю 2025 года.

Лайт-версия января

Пасмурной погодой временами со снегом, мокрым снегом и дождем завершится первая рабочая неделя января.

Губернатор Смоленской области Василий Анохин рассказал, на что пойдут средства, выделенные муниципалитетам

В ходе поездок в районы и встреч с их жителями всегда выявляются проблемы, которые связаны с социальной, коммунальной и транспортной инфраструктурами.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Шахтах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *