Поэзия и проза цвета, линий и форм

Надежда и Анна Бельченковы – о взгляде на мир сквозь призму творчества. На первом этаже Дома художника в Смоленске проходит выставка Надежды и Анны Бельченковых (Москва).

Надежда и Анна Бельченковы – о взгляде на мир сквозь призму творчества.

На первом этаже Дома художника в Смоленске проходит выставка Надежды и Анны Бельченковых (Москва). В экспозиции представлены работы, выполненные в различных техниках и материалах. И дело даже не в том, что Надежда – скульптор, а Анна – живописец и график, каждая из них смело берётся за любые творческие эксперименты и чувствует себя в них довольно уверенно…

Смоленск-Москва

- Интересно, как московские художники оказались в Смоленске?

Надежда Бельченкова: - Можно сказать, что для меня это было мечтой – выставить свои работы здесь. Потому что мы обе родились на Смоленщине: я в Угранском районе, Анна в Десногорске, где я в то время работала. Я и училась в Смоленске: в пединституте, у Альберта Георгиевича Сергеева.

Так что вполне закономерно, что мне хотелось представить здесь некий творческий отчёт, потому что многое в моей жизни было связано со Смоленском. И сам город с такой богатой историей меня всегда притягивал – я часто обращалась к местной тематике: птица Феникс, Василиса Кожина, народные костюмы…

И хотя мы уехали из Десногорска в Москву, от Смоленщины мы не отрывались. Постоянно сюда возвращаемся, потому что и могилы родителей здесь остались, и друзья, и ученики.

Анна Бельченкова: - У меня тоже все радостные воспоминания детства связаны со Смоленщиной: Десногорском, Рославлем, Смоленском. Последний для меня всегда был городом героического образа – совершенно чудесный, овеянный славой многих побед. И сегодня я с удовольствием показывала его мужу, который приехал сюда впервые.

- Анна, а вы что оканчивали?

АБ : - Факультет графики «Строгановки». Я училась у замечательных художников Василия Игоревича Островского и Татьяны Николаевны Галактионовой.

- На ваш выбор оказало влияние то, что родители – художники?

АБ : - Безусловно. Поскольку я с детства в этом кругу, и родители всегда меня поддерживали, давали советы и направляли в профессиональном смылся с достаточно раннего возраста. И при этом я знала, что более строго судьи, чем мама, для меня нет.

Огонь внутри

- То есть у вас проблема выбора профессии никогда не стояла?

АБ : - Наоборот. И я даже отчётливо помню тот момент, когда точно не хотела быть художником. Это было в восьмом-девятом классе, когда вставал выбор, кем быть. Тогда для меня профессиональные предпочтения были весьма туманными, но при этом я совершенно чётко говорила: «Только не художником».

Зато момента осознания себя в этой профессии я совершенно не помню. Наверное, для меня это подспудно было всегда само собой разумеющимся. И как иначе, если ты растёшь, полностью окружённая людьми из этой сферы, когда часть детства ты проводишь с родителями на пленэрах. В общем, поступая в институт, я уже не могла представить себя не рисующей – вопрос стоял только о специализации.

Когда-то в одном фантастическом романе я прочитала об интересном мире, где человеку дар даётся как огонь внутри. И если ты его не воплощаешь, то просто выгораешь. Для меня не рисовать просто невозможно – это уже на уровне внутренних потребностей. Часть этюдов, представленных здесь, возникли, когда я поехала на отдых с грудным ребёнком – дочке тогда было меньше года…

НБ : - …И Анна просила отпустить её на этюды хотя бы на час…

АБ : - … Да, ребёнок тогда с рук не сползал, но мне обязательно нужен был этот час, чтобы постоять у мольберта, увидеть мир через призму красок…

- Надежда, а вы не отговаривали Анну, когда узнали, что она хочет пойти по вашим стопам?

НБ : - Нет. Единственное, мы с отцом предупреждали, что это трудно. И сейчас я счастлива, что могу с собственным ребёнком говорить на одном языке. Мы можем спорить, смотреть на что-то по-разному, но всегда понимаем друг друга.

И мне нравится, что Аня делает очень серьёзные вещи. Так что моя задача как мамы – только её поддержать. Потому что я сама знаю, как это трудно – быть художником.

АБ : - Я маму тоже всегда поддерживаю. Но при этом говорю, что мне нравится или не нравится в её работах – последнее бывает значительно реже. Мне очень интересны её мыслевоплощения, её подход к объёму и форме. У неё каждая работа несёт какую-то идею, мысль, которую зрителю необходимо осознать и додумать, а к ней уже подбирается форма. Наверное, это самый главный мне урок от неё: любая работа, вне зависимости от размера, должна нести смысловую нагрузку.

НБ : - У меня хранится одна работа Ани, когда она слепила в глине литературного героя, а я его обожгла. Это очень необычное произведение, говорящее о том, что задатки скульптура у автора, безусловно, есть. Но Анна избрала графику – это ближе к творчеству её отца.

Для меня живопись – это проза, а графика – поэзия. Последняя требует большей собранности, поскольку там минимум выразительных средств и надо быть лаконичным. А скульптура говорит объёмами, и это совсем другой язык. Но мне интереснее именно он.

От идеи

- Я заметила, что вы обе смело идёте на эксперименты, пробуя себя в различных техниках…

НБ : - Я считаю, что художник узким специалистом быть не может. Само слово «художник» предполагает творчество, желание создавать, а в этом процессе остановиться на чём-то одном трудно. Хотя в любом жанре искусства можно «копать в глубину», занимаясь только им. Но мы, наверное, настолько всеядны, что хочется попробовать всё.

К тому же мне как скульптору важно, что каждый материал даёт новые возможности. Один позволяет подчеркнуть тонкости, другой больше хорош для обобщений. Поэтому я с удовольствием и с камнем работаю, и с бронзой, и с деревом, которое просто притягивает своей теплотой.

А керамика – это цвет. В наше время именно она даёт возможность воспользоваться цветом в скульптуре, тем самым добавляя новые нюансы в разговоре со зрителем. Ведь любой художник своими работами прежде всего пытается говорить с людьми – мы никогда не делаем что-то только для себя. Мы не можем работать в стол – нам нужно выговориться в работах. И в этом помогают и цвет, и линия, и объём – так почему не пользоваться всем…

АБ : - Я всегда повторяю своим студентам, что техника художника должна идти от идеи. То есть надо использовать ту технику и тот материал, которые позволят достигнуть лучшего воплощения задуманного, а не уповать только на то, что ты уже умеешь.

У меня здесь, на выставке, представлены несколько таких идей. Длительно разработанные – офорты. На создание каждого из них от эскиза до воплощения порой требовалось больше года – здесь сложнейшая техника цветной печати нескольких листов, травление.

А живопись этюдная. Когда видишь что-то особенно прекрасное и хочешь тут же это запечатлеть, передавая именно настроение момента. Утро, вечер, гроза, солнце, туман – любое состояние лучше всего воплощается в этюдах.

- К тому же в этих работах порой весьма необычный ракурс…

АБ : - Видеть что-то интересное – индивидуальная особенность, потому что всё зависит от точки зрения. Иногда достаточно просто поменять ракурс, чтобы картина открылась совершенно в ином смысле и содержании. Например, как на этой работе, где сквозь пролом старой стены проглядывает новая жизнь…

Экспертное мнение

Ольга Чепкасова, искусствовед Российской академии художеств, научный сотрудник музея-мастерской С.Т. Конёнкова:

- За творчеством Надежды Бельченковой я наблюдаю с середины восьмидесятых – именно из-за работ, которые она делала в дереве. Здесь на выставке таких всего две, поскольку они трудно транспортируются. И мне очень хотелось бы, чтоб в нашем искусстве обязательно было это направление, традиции которого развивал когда-то Сергей Конёнков. У Надежды я такой потенциал вижу. Её работы с конёнковскими не спутаешь, но общая, национальная, традиция заметна.

Вообще у галерейной выставки, в отличие от музейной, может быть разное настроение. Это не итог, а рабочая экспозиция, где творчество художника показано с различных сторон. Хотя я вижу здесь совершенно музейные вещи. Они очень высокого уровня: для искусства 20 – начала 21 века если не программные, то точно укладывающиеся в школу, а главное – во время. В основе этих работ – следование традициям, но при этом автор не скрывает, что он живёт в другое время. То есть, владея старыми техниками, он использует их по-новому.

Анну, к сожалению, знаю меньше – вижу её работы всего второй раз. Но я удивлена, что столь молодая женщина так хорошо владеет техникой акватинты и цветного офорта. Эти вещи у неё просто великолепны.

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Последние новости

Смоленские краеведы встретились с родственником смоленского партизана Владимира Куриленко

С племянником смоленского партизана-подрывника Владимира Куриленко Михаилом Изгородиным в стенах Штаба ЛДПР встретились волонтеры культуры.25 декабря 2024 года исполнилось 100 лет со Дня рождения Героя Советского Союза.

Для бойцов 49-й бригады передали дорогостоящее оборудование в рамках проекта «Единой России» «Всё для фронта»

Как рассказал сенатор РФ, координатор проекта Артем Малащенков, большую часть средств передала смолянка Мария Николаевна Координатор проекта «Единой России» «Всё для фронта»,

Артём Туров исполнил мечту еще двух юных смолянок

Депутат Госдумы участвует в ежегодной доброй акции «Ёлка желаний» Маленькая Лера из Гагарина мечтала о большом летнем уличном бассейне.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Донском с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *