"Сердце пармы" в Смоленске, или Морок за 600 миллионов народных рублей

6 октября на российский экран вышел масштабный блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы».

6 октября на российский экран вышел масштабный блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы». Фильм заявлен как «прорыв в отечественном кинематографе».

П о молодости восторженной, признаюсь честно, увлекалась киноверсией фэнтези, лихо сработанной Питером Джексоном по легендарному роману – эпопее Толкина – родоначальника этого увлекательнейшего жанра. Объяснить причину любви к трилогии английского изобретателя мифологии удивительных миров и, в частности, эльфийского языка, несложно. Толкин, чье сознание перевернули ужасы Первой Мировой войны, в своем масштабном произведении о бытии Средиземья отразил реальную историю, зашифровав в фантастических символах легко узнаваемые реалии борьбы с фашизмом в Европе, и вывел под вымышленными этносами нации, проживающие на континенте. Если предельно грубо разделить границы между Светом, сражающимся с Тьмой, Мордор, понятное дело, - Третий Рейх. Гондор – Советский Союз, а остальные (Рохан и иже с ними) - союзники. Ну, или совсем не союзники.

Так или иначе, но трилогия Джексона на экране смотрелась на одном дыхании (особенно если опираться на текст в художественном, а не в «подстрочном» переводе). Время шло, «история стала легендой, легенда – мифом». Жанр фэнтези расцвел буйным цветом, появились и другие герои, завладевшие умами зрителей. Речь, конечно же, о телесериале «Игра престолов», снятом компанией NBO по мотивам фантасмагории Джорджа Р.Р. Мартина, овладевшим умами зрителей и задвинувшим в прошлое «Властелина колец» Питера Джексона.

Самое интересное, что фантазийная мистерия про средневековую Европу пришлась далеко не по вкусу многим заядлым толкинистам, не пожелавшим менять на переправе коней. К их когорте примкнула и я.

Так что же заставило меня пробежаться по диагонали по «Сердцу пармы» Антона Мегердичева, проштудировавшего на большом экране одноименный роман – эпос Алексея Иванова? Конечно же, любопытство! Захотелось увидеть, насколько вырос уровень мастерства отечественных кинематографистов, замахнувшихся на решение столь сложной задачи, каким и является создание качественного и богатого на спецэффекты фэнтези. Удалось ли команде Мегердичева переплюнуть «Игру престолов»? По всей видимости, авантюра свое оправдала, коль «Сердце пармы» нарекли российской версией сериала HBO, сконцентрированной в хронометраже 2 часа 40 минут.      

В визуальном плане картина решительно оставляет позади убогие, если не сказать прямо, сомнительные поделки прошлых лет («Викинг», «Скиф» и иже с ними), оскорбляющие славянское естество. Фильм получился масштабным без преувеличения и пафосного возвеличивания. Поражает сам факт, что сцен компьютерной графики, выполненной ювелирно и на высоте, в «Сердце пармы» не так уж и много. В центре – операторское мастерство, блестящее умение слаженно управлять массовкой, профессионализм постановщиков и монтажеров. Художники и декораторы провели колоссальную работу, создав колоритный, кажущийся абсолютно реальным мир, выпуклый в мозаике деталей, из которых ткутся впечатляющие батальные сцены и быт персонажей, населяющих многоголосие эпоса Алексея Иванова.

Что же до содержательной части, зрителя ждет умопомрачительный винегрет. В данном конкретном случае семантика слова «умопомрачительный» восходит отнюдь не к смысловой характеристике «потрясающий», а… «помрачающий умы». Если вы не знакомы с текстом романа, сориентироваться в этой бурной реке, несущейся сквозь таежный морок Средневековья, будет крайне сложно. Хотя бы потому, что хаотический «винегрет» этот нарублен из мифологических, фантазийных и реалистических ингредиентов.

Этнические персонажи, исторические личности, языческие божества (матерь Богов Сорни най), духи леса, оборотни и прочая нежить водопадом обрушиваются на опешившего зрителя и насильно затаскивают его в безумный экзотический хоровод, пытаясь соблазнить и вовлечь в смуту своих нравственных ценностей, идеалов и идеологий, представлений о добре и зле. И, конечно же, вере в высшие силы. Вера-то у каждого своя, крести шамана – толку не будет.

В прочем, кроме хитроумного сплетения сюжетных линий, непременно должна быть и смысловая, идеологическая часть. А она в картине Мегердичева присутствует.

Несмотря на фэнтезийную составляющую «Сердца пармы», Алексей Иванов именует свои псевдоисторические произведения «магическим реализмом». Вот на экране и выходит, как с помощью «волшебства» историческая фигура - царь Иван III (Федор Бондарчук) – жестко, по - людоедски, решает проблему междоусобных войн, формируя  из враждующих княжеств единую Русь, а московиты на железном марше, подминая под себя лоскутное этническое «одеяло» пермяков, выковывают понятие «русский православный народ». Естественно, что никаких ламий, оборачивающихся в рысь, и языческих Золотых баб, в парадигме веры этого нового и единого народа, загнанного к счастью железной рукой, не предусмотрено. Прокрустово ложе жесткое – либо со ступнями прощайся, либо - с головой!    И ни о какой «запретной» любви с вогулкой – ламией Тиче (Елена Ербакова), ведьмой, разгуливающей на экране в соблазнительном неглиже, у милосердного князя Михана (Александр Кузнецов) и речи быть не может. Выжгут ее московиты проклятые да попы упертые огнем и мечом! Как и саму провальную затею Михана объединить пестрые пермские племена, молящиеся на идолов и вырезающие у православных сердца на капищах, добротой и пряником вместо зарождающегося имперского колониального кнута, осквернят.         

В итоге князь Михан томится, где ему и положено, - в клетке, - на потеху кровавого московского царя, а его верный сподвижник Полюд (Сергей Пускепалис) гибнет, пронзенный стрелами. Супротив имперской железной машины бессильны бессмертные колдуны, восседающие на колоссах – лосях, косоглазые «орки» - буряты из дикого леса и белокурые полуэльфы, «гнездящиеся» на водах таежных рек.

Сказка – ложь, да в ней намек. Не огнем народы и вероисповедания следует объединять, а – любовью. Ну чем не намек на пацифизм хиппейского движения – разработки ЦРУ? Возлюбим друг друга, братия! Благо психоактивные и галлюциногенные вещества в тайге под каждым кустом найти можно. Главное, «козленочком» - берсерком не стать.

Н е мудрствуя лукаво, эту сказочку можно смотреть восторженно, шепча в слезах и соплях после сеанса: «Ах, пробирает до мурашек, столько эмоций! Эпично!» А призадумаешься на минуточку, и оторопь берет – не дремлет пятая колонна! Продолжает штамповать «грязных «Викингов», только на новом, высокотехнологичном художественном уровне. Любовью и милосердием на темную сторону манит.

Исторические фильмы никому, выходит, не нужны. С историей шутить – себе дороже выйдет. Другое дело – «магический реализм», здесь, пропитавшись мороком, нафантазировать можно многое. «Доброе» и «вечное». Большое кино, действительно, давно такого не было!

Так не лучше ли вернуться к просмотру «Властелина колец» и осознать, наконец, кто выведен под образом всесильного Саурона и захватнической сутью Мордора? Уж не Советский Союз и не Россия…

Фото из открытых источников - Яндекс.


Автор: Анастасия Петракова

Последние новости

Василий Анохин обозначил ключевые события рабочей недели

Важное: возрождение стадиона «Спартак», масштабная диспансеризация и турнир по самбо памяти Гагарина Губернатор Смоленской области Василий Анохин повёл итоги рабочей недели.

Рубио: если бы не Starlink, Украина проиграла в конфликте

Госсекретарь Марко Рубио прокомментировал нынешнее состояние украинской армии на поле боя.

Юный биатлонист из Смоленского муниципального округа получил золото на первенстве России

От всей души поздравляем юношескую команду Смоленской области, занявшую первое место в эстафете по биатлону среди юношей 15-16 лет!

Жизнь после зависимости

Путь к восстановлению

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Минеральных Водах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *