29.01.2023

Родион Замуруев: Быть слушателем – очень трудная задача

11 февраля на сцене концертного зала имени М.И. Глинки прозвучит «Крейцерова соната» Бетховена.

11 февраля на сцене концертного зала имени М.И. Глинки прозвучит «Крейцерова соната» Бетховена. Её исполнят два давно полюбившихся смоленской публике музыканта: скрипач Родион ЗАМУРУЕВ и пианист Виктор Чернелевский. От этого творческого дуэта слушатели всегда ждут сюрпризов. И, как правило, дожидаются. Мы же накануне этого концерта решили опубликовать беседу с Родионом Замуруевым после концерта на последнем фестивале имени Глинки, где оба музыканта выступали в составе ансамбля солистов Mobilis…

Стремление к лучшему

– Родион, великолепным подарком для смоленской публики стал прозвучавший сегодня романс Михаила Ивановича Глинки…

– Фестиваль носит имя Глинки, и мы не могли обойтись без его музыки.
Вообще, сейчас трудно говорить об искусстве, учитывая некоторые события, которые происходят в российском обществе. К сожалению, искусство не спасает человечество, оказавшееся на грани глобальной катастрофы.

– Однако всегда хочется иметь какую-то надежду…

– Но при этом не надо жить иллюзиями. Если музыка не делает людей лучше, может, она не нужна? Ведь когда слушатель приходит на концерт неподготовленным, для него это просто развлекуха. А подготовленность в данном случае – вопрос воспитания: в семье, в детском саду, в школе…

Помните наше недавнее прошлое, когда при Андропове людям практически запрещали днём появляться на улице. То есть к вам могли подойти ребята с «корочками» и спросить: «А что вы тут делаете в рабочее время?» И реакция человека: всё, попал. И редко кто задумывался о том, что это же ненормальная ситуация и почему вообще ты должен отвечать на подобные вопросы. Так вот, когда в сознании людей произойдёт такая перестройка, всё у нас будет хорошо.

– И всё-таки вернёмся к концерту и Глинке. Оркестровку романса вы делали?

– В профессии музыканта есть некая вертикаль. Я очень долго думал, что дирижёры паразитируют на оркестре: мы играем, а они просто ручками машут. Или композитор: взял бумажку – написал. А сейчас я понимаю, что быть композитором или дирижёром – самая большая сложность и невероятная привилегия для музыканта. Потому что их сознание и их понимание музыкальной ткани глобально и объёмно – оно шире, чем у любого инструменталиста.

Так что все обработки у нас делает пианист и композитор Виктор Чернелевский. Там много голосов: у каждого инструмента свой – и только он способен их слышать и создать нечто большее, чем просто сумма. Он профессионал в этом и может слышать то, что у меня не получается.

Я как-то попытался сделать обработку Стравинского. И мне даже показалось, что сделал очень хорошо. Но пришёл Виктор Чернелевский, послушал и сказал: «Родион, играй на скрипочке, а всё это я переделаю». И сделал лучше.

Я очень рад, что среди моих друзей есть люди, которые могут дать мне фору. И я могу смотреть на них снизу вверх.

Категория времени

– А как сложился ваш ансамбль солистов Mobilis?

– Здесь главное избирательность. Всё в жизни должно быть немного на максимальном напряжении. Я их искал – они откликнулись.

– Долго искали?

– Да всю жизнь.

– Состав часто меняется?

– Всё время. Музыканты часто уходят в более престижные коллективы. Например, наш Дима Бородин теперь один из лидирующих скрипачей у Теодора Курентзиса. Хотя когда тот же Курентзис приглашал нашу контрабасистку Тамару Жукову, она отказалась – осталась в Mobilis.

Оркестров много, музыкантов тоже. Но хороших музыкантов очень мало. И сегодня они здесь. Где будут завтра – не знаю.

– А что вы вкладываете в понятие «хороший музыкант»?

– Для меня всё определяется фанатизмом: или вы этому служите всю жизнь, или… Это даже вопрос не времени, а духовного состояния.

Хотя музыка вообще – это в большей степени категория времени. Я иногда спрашиваю у своих студентов, чем музыка как вид искусства отличается от архитектуры или живописи. Из ста человек только один говорит про параметр времени.

Здания, картины статичны, а музыка развёртывается во времени. И это самое интересное. Думаю, здесь как раз ключ к тому, что происходит в сознании человека, – возвращаясь к началу нашего разговора.

Кстати, второй скрипач в нашем ансамбле – мой студент. Он был двоечником, но я всё равно решил принять его в нашу дружную музыкальную семью и тем самым стимулировать его творческое горение. И очень доволен тем, что происходит.

– Вам нравится преподавать?

– Мне нравится общаться со студентами, потому что они всегда правы. Это наше будущее – те, кто унаследуют Землю. И это ощущение бесконечности и надежды – той самой, о чём вы говорили вначале…

На мой взгляд, педагог – не икона, перед которой нужно стоять на коленях. Это всего лишь старший коллега, и он в какой-то момент вполне может начать учиться у тебя.

– И чему вы учитесь у своих студентов?

– Смелости. Я сам их этому учу и учусь у них. Надеюсь, они станут смелее, чем мы. И свободнее. Ведь только если человек свободен, он может быть личностью, заниматься искусством, делать что-то значимое…

Расширяя восприятие

– Репертуар ансамбля диктуете вы как художественный руководитель?

– Нет, его диктует публика и руководители филармоний. Если я предложу играть то, что хотим мы, нас не везде примут. Потому что публика хочет слушать Вивальди, Глинку, Пьяццоллу, Чайковского, Моцарта. Это гениальная музыка – не спорю. Но здесь есть некая проблема, заключающаяся в необходимости расширять своё восприятие. Когда вы начинаете слушать Шёнберга, Вайнберга, Брукнера и Малера, у вас и с Бахом будут совершенно другие отношения: вы сможете услышать там то, чего раньше не замечали.

Так что быть слушателем – это, конечно, невероятная привилегия, но и очень трудная задача. И мы все, исполнители и руководители филармоний, должны публику к этому готовить. И стимулировать к тому, чтобы люди стремились расширять своё понимание искусства.

Здесь даже не вопрос музыкальных предпочтений. Я профессионал, и для меня композитор – некая ткань, в которую я погружаюсь. Находясь глубоко внутри процесса, я считаю каждое произведение, которое исполняю, своим. По крайней мере, всё, что сегодня звучало со сцены, – мои личные произведения. Там нет ни Вивальди, ни Баха – только Родион Замуруев. И я говорю об этом открыто, потому что вкладываю сюда смысл некого измерения, которое провоцирует меня быть вместе с гением, а не отдельно…

А вообще, мы счастливы снова быть в Смоленске, наслаждаться прекрасными видами и изумительной атмосферой. Я всегда подзаряжаюсь энергией от душевной смоленской публики, новой встречи с которой всегда жду...

Справка «СГ»

Родион ЗАМУРУЕВ – скрипач, художественный руководитель ансамбля солистов Mobilis, преподаватель Московской консерватории, профессор университета Сакуйо (Япония).

Родился в 1969 году в Петрозаводске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру по классу профессора И.В. Бочковой.

Концертирует с семи лет. Его обширный концертный репертуар включает сочинения композиторов разных эпох и направлений. Особое место в нём занимают произведения современных авторов, некоторые из которых написаны и посвящены самому Родиону.

Музыкальные критики отмечают запоминающийся исполнительский почерк Замуруева, масштабность его трактовок и безукоризненное владение инструментом.

Виктор ЧЕРНЕЛЕВСКИЙ – пианист, член Союза композиторов России.

Родился в 1961 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано и ассистентуру-стажировку Российской академии музыки имени Гнесиных. В консерватории также занимался и композицией.

Его игру можно услышать во множестве фондовых записей на радио, включая редко исполняемые «12 этюдов высшего исполнительского мастерства» Сергея Ляпунова.

Ансамбль солистов Mobilis – это содружество ведущих российских музыкантов, известных не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Его отличает оригинальный формат, в котором семь музыкантов воплощают симфонические замыслы, сочетая глубину звучания, драматизм оркестрового мышления с индивидуальным мелодизмом каждого инструмента.

Поиск неожиданных стилистических решений, высочайший градус эмоционального напряжения, смелость трактовки – вот то, что делает ансамбль уникальным явлением на мировой сцене. Его звучание позволяет услышать шедевры классической музыки в новом ракурсе, делая их интересными, неожиданными и близкими слушателю XXI века.

Ольга Суркова

Последние новости

О Всероссийской горячей линии по профилактике клещевого энцефалита и инфекций, передающихся клещами

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области информирует, что в период с 30.04.2024 по 13.05.2024 организована работа тематических «горячих линий» и консультаций по профилактике клещевого энцефалита и инфекций,

Клещи стали кусать смолян на 26% чаще

За неделю эксперты зафиксировали 40 нападений «кровопийц» Специалисты сообщают, что за последнюю неделю наблюдений в медорганизации региона обратились 40 смолян, к которым присосались клещи.

В центре Смоленска появится Дом музыки с органным залом

Проект оценили в 400 миллионов рублей. Дом музыки может открыться до конца года фото: министерство промышленности и торговли Смоленской области В центре Смоленска появится Дом музыки с органным залом.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *