Спасибо, музыка, тебе…

Несмотря на бури, тайфуны и цунами в виде увольнений, судов и последующих восстановлений на работе, сотрясавших Смоленскую областную филармонию в последние месяцы, новый, 81‑й по счёту,

Несмотря на бури, тайфуны и цунами в виде увольнений, судов и последующих восстановлений на работе, сотрясавших Смоленскую областную филармонию в последние месяцы, новый, 81‑й по счёту, концертный сезон открылся феерическим концертом, в очередной раз подтвердившим, что Смоленская филармония наконец‑то восстановила некогда утерянный статус ведущего учреждения культуры в контексте музыкальной жизни России.

Концертный зал имени М.И. Глинки многое видел и многих слышал, но под его сводами никогда в одном концерте не звучали сразу три премьеры: две мировых и, соответственно, одна смоленская, что, бесспорно, сделало этот концерт уникальным. В первом отделении прозвучало два произведения: concerto grosso для органа, скрипки и камерного оркестра «Руины барокко» (посвящение И.С. Баху) Михаила Аркадьева – смоленская премьера и «Колокол Михаила» для фортепиано и органа Владимира Генина (посвящение М.А. Аркадьеву) – мировая премьера. Во втором отделении – кантата для органа, камерного оркестра, хора и солистов «Последнее путешествие» Владимира Генина. Также мировая премьера.

«Руины барокко» – произведение, написанное Михаилом Аркадьевым языком музыки XVII века, с той же сложностью полифонии, с которой создавал свои бессмертные произведения великий Бах. По признанию автора – самое успешное из его произведений по количеству исполнений. Концерт для скрипки, органа и камерного оркестра «Руины барокко» звучал на многих европейских концертных площадках, конечно, в Москве, в Петербурге и в других музыкальных центрах России, и вот, наконец, пришла пора прозвучать этой удивительной музыке в Смоленске. Партию органа исполнил ученик Александра Фисейского Игнатий Изотов , скрипки – необыкновенный мальчик, пятнадцатилетний Матвей Блюмин . Этого юного и бесконечно талантливого скрипача отличает особая манера игры на инструменте. Он играет без так называемого «моста». Если вы обращали внимание, большинство скрипачей придерживают инструмент подбородком. Это и называется «мостом». У Матвея скрипка покоится на плече. Подобная высококлассная манера игры встречается нечасто, а значит у мальчика – большое будущее.

Концерт для органа и рояля «Колокол Михаила», посвященный старинному другу Михаилу Аркадьеву, Владимир Генин впервые показал в Смоленске. Созданное для двух как бы взаимоисключающих инструментов (орган – предшественник рояля, который пришёл ему на смену), это произведение удивительно гармонично сочетает «двойное» звучание. Партия органа наплывает на партию рояля, в секундных паузах слышится перезвон колоколов, и в результате – волшебная музыка, тревожная и страстная одновременно. В ней – отчётливо слышится предчувствие перемен… Знать бы только, каких?

Владимира Генина и Михаила Аркадьева связывают годы учёбы в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Их сблизила любовь к музыке и философии. А ещё дружба с великим Георгием Свиридовым, в дом к которому Аркадьева привёл Генин – ученик, а затем и ассистент Георгия Васильевича. Это о Владимире Михайловиче Генине последний из великих музыкантов России сказал однажды: «Несомненное мастерство ставит Владимира Генина в ряд наиболее заметных фигур в числе молодых русских композиторов». Творчество уже не очень молодого русского композитора Владимира Генина – яркое тому доказательство, в частности, одно из последних его произведений, мировая премьера которого состоялась в Смоленске. Это «Последнее путешествие» – кантата для органа, хора, оркестра и солистов на стихи Е. Баратынского. Потрясающее звучание камерного оркестра под управлением Михаила Аркадьева, великолепный солист Камерной сцены имени Б. Покровского Большого театра России Александр Полковников , приятно удивившая солистка Смоленской филармонии Людмила Каминская и, конечно, Академический хор в составе ансамбля народной песни «Русская душа» и детский хор «Контабиле» детской музыкальной школы № 1 Смоленска, не оставили равнодушными никого из сидящих в зале. Как удалось Ларисе Ивановне Лебедевой , бесспорно, лучшему хормейстеру области, а может быть, и России, за весьма ограниченное время научить своих «народников» академическому вокалу? Сколько мужества и усердия пришлось проявить Аревик Паламарчук , чтобы так запели её дети? Наверное, это можно назвать обыкновенным чудом, а скорее всего – высочайшим уровнем профессионализма, которым в совершенстве владеют смоленские музыканты, и, безусловно, их постоянным общением с выдающимися исполнителями. И последнее. Этот необыкновенный концерт прошёл в рамках «Оперно­симфонической ассамблеи» – фестиваля, организованного при поддержке Министерства культуры РФ.

Лариса Русова

Последние новости

Василий Анохин: Предприятие «Рославльские тормозные системы» ждёт комплексная модернизация

Управленческая команда Смоленской области под руководством губернатора Василия Анохина совместно с ФГУП НАМИ приступает к формированию плана комплексной модернизации «Рославльских тормозных систем».

Василий Анохин: Рославльский вагоноремонтный завод теперь № 1 в России

Рославльский вагоноремонтный завод открыл в Смоленской области новый цех по выпуску осей колёсных пар для грузовых железнодорожных вагонов.

За прошедший год 161 смолянин переболел коклюшем

Инфицирование в области увеличилась на 8000% В 2022 году смоленские медики зафиксировали два случая заражения коклюшем, в 2023 — 161.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *