Светлые лики в сиянии вечности
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка икон гомельского мастера Виктора КОСТОЧКО «Рождение.
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка икон гомельского мастера Виктора КОСТОЧКО «Рождение. Жизнь. Обновление». В экспозиции представлены 50 работ, написанных в последние шесть лет. В основном это лики святых, Спасителя и Богородицы, но есть и праздничные иконы. Все выполнены в традициях православной иконописи, хотя и разных её школ: Ветковской, Мстёрской, Палехской и других…
В сиянии вечности
Конечно, иконопись – особый вид живописного искусства, предполагающий некую анонимность автора.
– Здесь главное не мастер, а сам образ, – говорит Виктор Косточко. – Поэтому автор и икона – вещи несовместимые. Иконы пишутся в молитве и для молитвы, они помогают человеку настроиться на общение с Богом. В них всё глубоко символично: свет, цвет, композиция. И любые авторские дополнения могут попросту разрушить каноны, что недопустимо. Иконописец не должен стоять между человеком и Богом. Хотя сейчас есть иконы, которые подписываются: автор такой-то, – это вообще караул!
Само слово «икона» переводится с греческого как «образ». И образ этот свят, поскольку человек, когда-то его носивший, уже победил в борьбе добра со злом. Поэтому лицо на иконе – не портрет, а светлый лик, преображённый в сиянии вечности, даже если портретные черты могут и сохраняться.
По преданию, первым иконописцем был апостол Лука, а первой иконой – написанный им яичной темперой образ Богородицы с Младенцем на руках. Таким образом, были заложены основы иконописи, хотя авторство самого евангелиста у многих историков остаётся под вопросом.
В Россию иконопись пришла из Византии вместе с крещением. Однако уже в XIV веке был выработан свой, русский стиль. Его особенностью стало привнесение в написание святых образов особой лёгкости и мягкого перехода от цвета к свету. Впрочем, свои уникальные нюансы были в каждой школе иконописи, где секреты мастерства и рецепты красок часто передавались по наследству.
Виктор Косточко эти секреты постигал самостоятельно, изучая соответствующую литературу, наблюдая за работой мастеров в монастырях и храмах. Интересно, что само увлечение иконописью началось у него с совершенно конкретного случая, который он хорошо запомнил.
Для души– В наши лихие 90-е один знакомый предприниматель как-то принёс мне икону с просьбой её отреставрировать. Объяснил это тем, что умею рисовать. Я и впрямь когда-то увлекался живописью и даже занимался в изостудии при Дворце пионеров. Так что за икону я взялся, и это дело меня заинтересовало.
Знаний, конечно, не хватало, поэтому я начал изучать основы реставрации, потом перешёл к истории иконописи. Тогда интернета не было – ездил по монастырям, храмам, чтобы окунуться в предмет как можно глубже, разговаривал с мастерами. Даже в Америку однажды съездил – был там в поселении старообрядцев, которые охотно поделились со мной своими премудростями иконописи.
Впрочем, тогда всё закончилось так же внезапно, как и началось. Сидели мы как-то с одним монахом на колокольне в монастыре. 60 метров высота, я кое-что там немного подмалёвывал. Мы разговорились, и когда он узнал, что у меня есть жена и ребёнок, очень удивился: «А что ты тут делаешь?» – «Хочу научиться иконописи». – «А семью ты чем кормить будешь? Этим ты много не заработаешь. Так что иди домой, заботься о семье – вот что для тебя главное». Что я тогда и сделал.
– А что такое случилось шесть лет назад, что вы вновь занялись иконописью?
– Ничего особенного. Просто проблема «кормить семью» решилась полностью. У меня стабильный доход, который позволяет не думать о хлебе насущном, так что я наконец смог заняться любимым делом, к которому давно лежала душа. Потому что иконопись – не коммерция, это исключительно для души.
– Вы разве на заказ не пишете?
– Пишу. Но и в этом случае деньги, которые я беру за работу, – не главное. Любому заказчику я всегда ставлю условие: прежде чем забирать икону, подержать её в руках, почувствовать энергетику: легло ли на душу или оставило равнодушным. В последнем случае предлагаю оставить икону у меня. Икона – не картина, у неё совершенно другая энергетика, философия. И выбирать её надо сердцем, а не глазами. Я и сам сталкивался с такими, от которых просто трясло. И дело не в письме даже: есть иконы, великолепно написанные, но таких сильных чувств не вызывают.
– Как вы думаете, от чего зависит энергетика икон?
– Сложно сказать. Наверное, всё очень индивидуально. Ведь икону выбирают не из-за красивой картинки – это прежде всего лик святого, который помогает человеку настроиться на молитву.
Вера без границ– Виктор Васильевич, чего вы сами ждёте от этой выставки в Смоленске?
– Для меня эта выставка важна, поскольку каждый человек хочет поделиться главным в своей жизни. А я этим живу.
Хотя изначально выставка планировалась немного иначе – как совместная со смоленскими иконописцами. И в её названии есть даже некий политический подтекст: то, что границы – условность, а вера объединяет, в ней мы все вместе, все христиане.
Я вообще не делю понятия России и Белоруссии, хотя прекрасно понимаю, что сегодня это два разных государства. Мы живём в Гомеле, от нас граница с Украиной в двадцати километрах. И когда она только-только появилась, всем было смешно. Потом скандально. Потом больно.
У меня есть икона, которую я не смог сюда привезти из-за её большого размера. Она называется «Крещение Руси». Я написал её в 2014 году под впечатлением тех страшных событий, что произошли тогда на Украине. И, честно скажу, мне больно до сих пор.
– Вы представляете какую-то определённую школу иконописи?
– Нет. И здесь, на выставке, можно увидеть иконы, написанные в традициях разных школ: Ветковской, Мстёрской, Палехской… Сейчас интернет позволяет выбрать то, что по душе. То, с чего я делаю списки.
Хотя Ветковское письмо я, пожалуй, изучал наиболее углублённо. Кстати, я и родился недалеко от Ветки – может быть, мне что-то передалось вместе с генами.
– Работа с иконой требует особого настроя…
– Безусловно. Это определённый уклад многовековой, в котором практически ничего не меняется. И главное – это молитва. Когда я пишу, то обязательно включаю трансляцию богослужений – благодаря интернету сейчас есть такая возможность. Это помогает остановить мои мысли. Я должен очиститься от всего суетного и сосредоточиться на одном – процессе создания иконы…
Личное мнениеОлег РЕБИЗОВ, священник:
– Есть такое библейское выражение: время разбрасывать камни и время собирать их. Время разбрасывать камни пришлось на те годы, когда были гонения на Церковь, разрушались храмы, уничтожались иконы.
Сейчас настало время собирать камни, и такие выставки творцов икон очень актуальны. Люди, из которых за годы господства атеистической идеологии выбили всякие знания на эту тему, здесь имеют возможность восполнить пробелы и познакомиться с древней традицией священных изображений, зародившейся почти две тысячи лет назад.
Икона – это всегда совместный промысел Бога и человека. Автора, который вкладывает в работу душу, и святого, лик которого пишется, поэтому и получается такая сильная энергетика.
Валерий МОСКАЛЕНКО, художник:
– Я пришёл на эту выставку заранее, чтобы посмотреть всё в одиночестве, без суеты. Я переходил от одной работе к другой и не переставал удивляться их духовной силе.
Иконопись – достаточно консервативное искусство. Существуют определённые каноны, от которых нельзя отступать. Но у Виктора Косточко даже в рамках традиции я увидел интересные находки и иконографические новации. Что тоже меня впечатлило. Потому что я знаю, насколько это трудно.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова
Последние новости
Смоленские краеведы встретились с родственником смоленского партизана Владимира Куриленко
С племянником смоленского партизана-подрывника Владимира Куриленко Михаилом Изгородиным в стенах Штаба ЛДПР встретились волонтеры культуры.25 декабря 2024 года исполнилось 100 лет со Дня рождения Героя Советского Союза.
Для бойцов 49-й бригады передали дорогостоящее оборудование в рамках проекта «Единой России» «Всё для фронта»
Как рассказал сенатор РФ, координатор проекта Артем Малащенков, большую часть средств передала смолянка Мария Николаевна Координатор проекта «Единой России» «Всё для фронта»,
Артём Туров исполнил мечту еще двух юных смолянок
Депутат Госдумы участвует в ежегодной доброй акции «Ёлка желаний» Маленькая Лера из Гагарина мечтала о большом летнем уличном бассейне.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований