Александр Соколов: Смоленск как центр русской культуры
Бывшего министра культуры России и многолетнего ректора Московской консерватории Александра СОКОЛОВА со Смоленщиной связывает многое.
Бывшего министра культуры России и многолетнего ректора Московской консерватории Александра СОКОЛОВА со Смоленщиной связывает многое. И прежде всего то, что здесь родина его дедушки – известного писателя Ивана Соколова-Микитова…
Продолжая традиции
– Александр Сергеевич, ваш нынешний приезд в Смоленск связан сразу с несколькими событиями и юбилейными датами…
– Да. Получилось такое, можно сказать, контрапунктическое наслоение совершенно разных памятных дат. 130-летие Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, которое совпало со 100-летием библиотеки, носящей его имя, и 15-летием музея в Полдневе.
Но прежде всего это день рождения Глинки и 40-летие его музея в Новоспасском. Конечно, это всероссийский праздник, и он отмечается не только в Смоленске. Но здесь, на родине композитора, он всегда проходит особенно тепло.
– Тем более что он ещё и совпадает с музыкальным фестивалем, в котором Московская консерватория традиционно принимает участие…
– Верно. И нынешний фестиваль не стал исключением. Наши студенты в этом году уже приезжали, выступали в Смоленске, Ельне и Новоспасском.
Это наше ежегодное музыкальное приношение, которое окрашено не только радостью, но и печалью. Потому что в Ельне есть памятник 8-й Краснопресненской дивизии, что там полегла. Он находится под опекой Московской консерватории, и студенты приезжают туда на Вахту памяти. Но не только чтобы возложить цветы у обелиска, а ещё и выступить перед жителями Ельни. И дальше поехать уже сюда, на фестиваль.
Это давняя традиция, которая на моей памяти была всегда. И меня радует, что инициативу обязательно проявляют студенты, а старшее поколение непременно оказывается рядом.
– В этом году ещё и гнесинцев захватили…
– Да, Москва музыкальная оказалась представлена довольно широко. И мы с руководством филармонии уже поговорили о том, как в дальнейшем развить эту идею. Сейчас появилось много новых возможностей, в том числе интерактивного общения. То есть можно такие встречи организовывать регулярно, и не только в рамках фестиваля.
Причём я вижу это как двустороннее движение. Конечно, мы всегда готовы приехать к вам – не так уж далеко. Но и у нас есть традиция принимать в концертных залах консерватории (их четыре) те коллективы, которые действительно готовы выступать на таких сценах. Например, сегодняшнее блестящее выступление народного оркестра имени Дубровского говорит о том, какой высокий уровень профессионализма хранится не только в Москве и Петербурге, но и во всех центрах русской культуры, в первых рядах которых находится Смоленск. Поэтому приглашение к нам я уже здесь сделал – будем планировать наши дальнейшие встречи.
Бессмертный Глинка
– Музыка Глинки часто звучит у вас в консерватории?
– Безусловно. Конечно, она чаще звучит в оперных театрах, потому что это постоянный репертуар. И мы не исключение, поскольку у нас тоже есть оперный театр консерватории.
Впрочем, музыку Глинки часто исполняют и на концертах. Например, увертюра к «Руслану и Людмиле», можно сказать, абсолютная визитная карточка для любого оркестра. В качестве подтверждения – тот факт, что наш студенческий симфонический оркестр в своё время взял гран-при на самом престижном конкурсе Герберта фон Караяна. И музыканты тогда начали своё выступление именно с этой увертюры, после чего всё уже было ясно. Конечно, им было необходимо продемонстрировать филигранное мастерство исполнения, но главное – сама музыка, где русский дух, где Русью пахнет.
Вообще, великое имя Михаила Ивановича Глинки не требует многих слов. Лучше всех о нём сказал Пётр Ильич Чайковский: как могучий дуб вырастает из жёлудя, так и вся русская музыкальная культура выросла из Глинки.
Конечно, основа основ его творчества – настоящая, почвенная народная традиция. И именно смоленская земля подарила ему такие возможности, когда с самого раннего детства он впитывал эту музыку. А дальше – самообразование. Ведь Глинка, как и все композиторы «Могучей кучки», не учился в консерваториях – в России их тогда просто не было, – они сами набрали ту художественную высоту, что сделала их теми, кем они являются для нас сегодня.
Глинка поехал в Европу и учился у самого авторитетного педагога, воспитывавшего музыкантов высшего уровня, – Зигфрида Дена. Это очень важный момент в его творческой биографии. Но в дальнейшем произошло самое главное – когда возник синтез европейской и русской музыки. Когда Глинка выбрал то направление, которое и определило дальнейшее развитие нашей национальной классической музыки.
Есть одна фраза Михаила Ивановича из его эпистолярия, которая звучит примерно так: «Написал первое аллегро новой симфонии, принялся за вторую часть и бросил, поскольку понял, что не могу вырваться из колеи немецкой музыки». Это очень глубокая мысль, потому что именно с этого момента пошла традиция, которая естественно и органично сочетала европейскую школу и ту основу, что всегда отличала русскую музыку. Эта традиция была тут же подхвачена другими российскими композиторами. И от этого завещания Глинки мы все идём.
– А как вы относитесь к экспериментам с классикой, когда музыка звучит порой в очень экзотических вариациях?
– Аранжировка – это тоже искусство, которое имеет право на эксперимент. Хотя не всегда это даёт убедительные результаты, я никоим образом не протестую против того, чтобы высветить прожектором какую-то новую сторону шедевра. Главное, чтобы это было не без уважения к материалу. Что иногда бывает в драматическом театре. Да и в оперном тоже. Всё дело в чувстве вкуса тех, кто решается на эксперимент.
А вот как раз поиск каких-то новых тембровых решений – вполне. Почему нет? Тем более что сам Глинка фактически застал тот период расширения тембровой палитры оркестра, что была им тоже подхвачена и продолжена на любом уровне, котором он мог к этому подключиться.
Документы в подарок
– Александр Сергеевич, вернёмся к началу нашего разговора – юбилейным датам, которые стали поводом для вашей нынешней поездки в Смоленск…
– Да, как я уже говорил, в этом году 130-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова совпало со 100-летием библиотеки, которая теперь носит его имя, и 15-летием музея в Полдневе. Вот как раз в Полднево я прежде всего и отправился – с тем чтобы пополнить фонды музея новыми архивными документами, которые сам недавно обнаружил.
– И что это за документы?
– Это очень интересные документы, отражающие разные этапы жизни Соколова-Микитова.
Главным образом, тот наиболее интригующий случай, когда он оказался в Лондоне. Порой говорят, что писатель в то время находился в эмиграции, но никакой эмиграции не было – была очень жестокая судьба матроса, выброшенного из своего корабля в Туманном Альбионе без денег и языка. Дальше он пробирался обратно в Россию через Германию. И я нашёл документы, которые всё это отражают: свидетельства, документы консульств, запросы из России – все они ясно характеризуют проблемы, с которыми пришлось столкнуться Ивану Сергеевичу.
И потом, естественно, это документы, связанные со Смоленщиной. То, что как раз и должно находиться в музее в Полдневе. В том доме, где прошли детские годы писателя. Доме, который поразительным образом уцелел. А ведь он деревянный и построен в девяностые годы девятнадцатого века – представляете, сколько ему лет! И сколько гроз над ним прокатилось: первая русская революция, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война и Великая Отечественная… Всё горело на Смоленщине, а этот дом сохранился. Значит, он должен жить.
Он, конечно, стоит немного поодаль от больших дорог, но тропа к нему проторена, что для меня очень важно и ценно. И я никогда не приезжаю туда с пустыми руками – всегда стараюсь пополнить фонды этого музея и других мест, где сохраняется память об Иване Сергеевиче Соколове-Микитове.
– Библиотеку имени Соколова-Микитова вы тоже без подарков не оставили? Тем более в столетний юбилей…
– Конечно. Для них я тоже подготовил архивные документы, которые после атрибуции можно будет использовать при подготовке докладов на следующей конференции, посвящённой Соколову-Микитову. Думаю, что эти материалы смогут побудить их к такому научному осмыслению того, что я привёз…
Справка «СГ»
Александр Сергеевич Соколов – советский и российский музыковед и педагог, профессор, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доктор искусствоведения.
Член Союза композиторов России. Заслуженный деятель искусств РФ.
Родился 8 августа 1949 года в Ленинграде. С двух лет воспитывался в доме деда – известного русского писателя И.С. Соколова-Микитова.
В 1967 году окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу скрипки. В 1973 году – историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а затем аспирантуру там же.
С марта 2001 года – ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
С 2004 по 2008 год был министром культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Фото: Смоленский музей-заповедник и областная библиотека для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова
Ольга Суркова
Последние новости
Смоленская область: рост случаев ВИЧ-инфекции за год
Состояние здоровья населения требует внимания и профилактических мер.
В Смоленске открыта вакансия для водителя
Смоленский районный суд ищет кандидата на должность водителя.
Прием граждан в Смоленске
И.о. прокурора Смоленской области проведет встречу с жителями.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией