Арсений (Брянцев), архиепископ Харьковский и Ахтырский
11 мая/ 28 апреля (ст. ст.) – день кончины высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского.
11 мая/ 28 апреля (ст. ст.) – день кончины высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского.
Высокопреосвященнейший Арсений (в миру Александр Дмитриевич Брян-цев) родился 27 августа 1839 года в семье дьячка Димитрия Аверкиевича, служившего в 1822-1866 годах при храме во имя святых Михаила и Феодора Черниговских села Волоста-Пятница, Юхновского уезда (ныне Угранский район), Смоленской губернии. (1)
Детство и годы учения Александра прошли в крайней бедности, нужде и навсегда оставили в душе заметный след. Они научили его впоследствии понимать, когда он стал уже совершенно обеспечен, чужие беду и нужду. Двух его старших братьев отвезли в Вяземское духовное училище, и они воспитывались в нем, на средства отца. Когда же настало время направить на учебу Александра, то родители решили, для того чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить сына в какой-либо монастырь, где бы он смог на практике обучаться пению и церковному обиходу.
В это время его старшего брата, перешедшего в семинарию, в виду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой — хороших успехов, приняли на казенное содержание. Отец тотчас же, в 1851 году отправил Александра в Вяземское духовное училище, и поместил на свой счет на частную квартиру. Годы его обучения в училище прошли относительно благополучно, но затем, при переходе в 1857 году в семинарию, его положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске была значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, считалось невозможным. Между тем, отцу необходимо было поместить ещё и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, Александр устроился в жилом корпусе, в качестве «зайца». Администрация семинарии делала вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь, чем придется. Собственного спального места или прибора за столом ему не полагалось. Однако через год начальство, видя прилежание и любовь Александра к учению и войдя в крайне бедственное положение, нашло возможность принять его «вне правил» на полуказенное содержание.
В 1863 году Александр Дмитриевич успешно окончил Смоленскую семинарию, и в том же году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1867 году со степенью магистра богословия за сочинение «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви». В период учебы в академии его статьи публиковались в журналах «Труды Киевской духовной академии» и «Воскресное чтение».
Вскоре, 21 января 1868 года Александр Дмитриевич сочетался браком с М.Г. Соловьёвой.
Преосвященный Порфирий (Успенский), епископ Чигиринский, викарий Ки-евской епархии 2 февраля 1868 года рукоположил его в сан диакона, а 4 февраля — в сан священника. Отца Александра определили законоучителем в гимназию в городе Белая Церковь Киевской епархии.
В 1869 году при высокопреосвященнейшем Арсении (Москвине), митрополите Киевском его переместили в Киев настоятелем Печерского Воскресенского храма, законоучителем Киево-Подольской прогимназии, Киево-Владимирской военной гимназии и Киевского епархиального женского училища.
В 1870 году отец Александр составил «Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев».
С 1872 года он состоял настоятелем храма и законоучителем в Киевском ин-ституте благородных девиц.
11 апреля 1872 года скончалась его супруга.
По рекомендации митрополита Киевского Арсения, 19 марта того же года его назначили ректором Таврической духовной семинарии в Симферополе, и 9 апреля того же года возвели в сан протоиерея.
Через некоторое время отец Александр решил изменить свою жизнь, и 26 апреля 1875 года (в Симферополе — ?) при преосвященном Гурии (Карпове), епископе Таврическом и Симферопольском его постригли в монашество с именем Арсений, а 27 апреля возвели в сан архимандрита.
В 1873-1882 годах протоиерей Александр, а затем архимандрит Арсений – редактор «Таврических епархиальных ведомостей», председатель Симферопольского Александро-Невского братства, член совета Общества Красного Креста.
В 1877-1882 годах он возглавлял епархиальный цензурный комитет.
В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры 17 мая 1882 года архимандрита Арсения хиротонисали во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской митрополии. Хиротонию совершили: митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий (Лебединский), архиепископ Казанский Сергий (Ляпидевский) и другие.
В том же году, по совместительству, преосвященного Арсения назначили наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских мужских и женских учебных заведениях Санкт-Петербурга и его окрестностей. Кроме того, его определили председателем Историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Санкт-Петербургской епархии и первенствующим членом Синодальной конторы.
22 октября 1883 года преосвященного Александра назначили в сане епископа ректором и профессором нравственного богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Эту должность ему пришлось принимать при довольно трудных обстоятельствах. К этому времени в Санкт-Петербургскую академию уже давно не назначали ректора из монашествующего духовенства. Перед назначением преосвященного Арсения ректорство долгие годы занимал протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев, пользовавшийся, ввиду известной учености, выдающимся авторитетом. Студенты, и отчасти преподаватели академии, назначение монашествующего лица, притом не бывшего прежде профессором, вначале встретили не особенно благоприятно. Однако, благодаря тактичности, простоте обращения и благодушию владыки, не только не произошло никаких эксцессов, но и все устроилось к лучшему. При нём в Академии заметно поднялся и окреп дух церковности; затем начались между студентами дебаты о церкви, о духовной жизни, о подвижничестве, пробудился интерес, а затем постепенно и стремление к иноческой жизни, к монашеству. После двадцати летнего перерыва в Академии начались в пострижения в монашество. Первым пострижеником стал студент 4-го курса Михаил Грибановский, впоследствии инспектор Академии и епископ Таврический. Всего же преосвященным Арсением пострижено в Академии за четыре года девять студентов, в том числе другой выдающийся архипастырь — митрополит Антоний (Храповицкий). Всего викарием Петербургской митрополии преосвященный Арсений пробыл около пяти лет.
В это время при непосредственном участии и под его личным наблюдением выстроено «Исидоровское» шестиклассное женское епархиальное училище. Немало он потрудился над изданием описания Санкт-Петербургской епархии.
28 марта 1887 года преосвященного Арсения назначили на самостоятельную кафедру — епископом Рижским и Митавским.
За десятилетнее пребывание на Рижской кафедре он приобрел средства для постройки 67 новых храмов, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки и издал много брошюр духовного содержания. Его усердием создан Пюхтицкий женский монастырь (1891 г.), а в Риге основаны: Сергиев во имя Святой Троицы женский монастырь (учрежденный как община в 1892 г., и преобразованный в 1902 г.), и Алексия, человека Божия, мужской монастырь (1896 г.). Во всех значительных городах епархии он устроил церковные склады книг религиозно-нравственного содержания. При всех храмах владыка Арсений завел библиотеки, широко развернул миссионерские беседы, учредил при духовной семинарии Историко-статистический Комитет по описанию церквей и приходов Рижской епархии.
В 1888 году он преобразовал «Рижский епархиальный листок» в «Рижские епархиальные ведомости» и на небывалую высоту поднял распространение популярных книг и брошюр религиозно-нравственного содержания.
Владыка часто посещал учебные заведения вверенной ему епархии и с большой любовью относился к учащимся.
За выдающиеся заслуги для Церкви 15 мая 1893 года владыку Арсения возвели в сан архиепископа.
В 1896 году по его инициативе в Риге основали церковно-археологический музей. Настоятелям храма архиерей рекомендовал вести приходские летописи.
4 октября 1897 года Высокопреосвященнейшего Арсения назначили на Казанскую и Свияжскую кафедру.
Здесь его особенной заботой стала миссионерская деятельность. Много магометан и язычников крестили, а также многих отпавших от Церкви (сектантов и раскольников) возвратили в Православие.
Владыку Арсения утвердили почетным членом Казанской духовной академии. В 1901 году за усердное миссионерское служение его наградили бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
8 февраля 1903 года высокопреосвященного Арсения перевели на Харьков-скую и Ахтырскую кафедру.
Здесь его захватили смутные годы русской жизни: вначале русско-японская война, требовавшая и от духовенства особого напряжения, а затем с осени 1905 года первая русская революция, бурно разразившаяся в Харькове.
В эти смутные годы, владыка Арсений непоколебимо стоял на своем высоком посту стражем Православия и законности и твердо, словом и делом, призывал к тому же духовенство и паству.
В последовавший затем период краткого успокоения общественной жизни в России, владыка Арсений, несмотря на свой преклонный возраст и частое недомогание, все-таки немало заботился о благоустроении Харьковской епархии и религиозно-нравственном просвещении паствы. С этой целью он открыл в Харькове братство в честь Озерянской иконы Божией Матери, с отделениями во всех городах епархии, а при нем обширную миссионерскую библиотеку, в которую лично пожертвовал более тысячи книг. (2)
Владыка расширил деятельность миссионерского совета, учредил должности уездных и окружных миссионеров; выстроил епархиальный дом, и при нем открыл епархиальную библиотеку; учредил церковно-археологическое общество и музей, епархиальную типографию; устроил второе женское епархиальное училище, расширил некоторые мужские училища; всех чиновников консистории обеспечил приличными бесплатными квартирами, для чего благословил построить каменный дом; для вдов и сирот духовенства значительно расширил деятельность епархиального попечительства; учредил вспомогательную похоронную кассу; при всех монастырях епархии устроил приюты для сирот духовенства.
Высокопреосвященный Арсений скончался 20 апреля 1914 года после непродолжительной болезни в Харькове и погребен в стенах Покровского, кафедрального монастыря.
По личным качествам он отличался своей глубокой христианской верой, доброжелательством ко всем, особенно к людям бедным и любовью к народу.
Отличительной чертой характера владыки была простота обращения. Человек старой закалки, старой школы, он любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, без всякой официальности. На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, «постращать», как следует. Редко к кому обращался официально на «Вы», обычная манера его — говорить всем, особенно, своим ученикам «ты»; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников и т.п., владыка также не любил вести дело официально, но вызовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит отец ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, он умел быть строгим. Особенно требователен он всегда был к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: «кому много дано, с того много и взыщется».
Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка Арсений обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом, а прихожане любили слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной, будничной жизни.
В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка Арсений повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, и просил не произносить надгробных речей.
Литература и источники:
1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репринтное изд. М., 2016. С. 1553.
2. Православная энциклопедия. Т. III. Анфимий-Афанасий. М., 2001. С. 397-398.
3. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии и подведомых ей училищ со вре-мени основания Семинарии до ея преобразования по Уставу 1867 г. (1728-1868 гг.). Сост. Иван Сперанский. Смоленск, 1892. С. 439, 441.
4. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 6. Л. 19. (1903 г.)
Примечания:
1. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 97. Д. 1207. Лл. 51об.-58. / Клировые ведомости церквей Юх-новского уезда за 1851 год.
Л. 52. «Ведомость о церкви Святых мученик Михаила и Феодора Черниговских Юхновского уезда села Волосты за 1851 год.
1. Построена в 1812 году тщанием Полковника Александра Ивановича Жеребцова.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею крепка.
3. Престолов в ней три, в настоящей во имя Великомученицы Параскевы и все холод-ные.
4. Утварью достаточна.
5. Причта по нормальному штату Высочайше утвержденному 1847 году апреля 1 дня положено: Священник, Диакон, дьячек и пономарь.
6. Земли при оной церкви усадебной 41 десятина пашенной и сенокосной 90 десятин, неудобной 39 десятин и 1854 квадратных сажен; план на сию землю имеется и оную землею священно-церковно-служители владеют сами.
7. Домы у священно-церковно-служителей собственные деревянные построены на цер-ковной земле, исключая диаконскаго, который построен на господской.
8. На содержание священно-церковно-служителей по утвержденным нормальным Вы-сочайше штатам оклад жалованья получается, именно: Священникув Год 96, дьакону 36, дьячьку 24, пономарю 16, всего 172 рубля серебром».
Об. Л. 54-Л. 55. «Дьячек Димитрий Аверкиев Брянцов священнический сын в Семина-рии не быв в 1817 году определен был в Смоленский Свято-Троицкий монастырь в по-слушники, а в 1822 году мая 13 дня перемещен в оное село в дьячка; в 1824 году марта 13 дня посвящен в стихарь Преосвященным Иосифом. Грамоту имеет. 46 лет.
Чтение и нотное пение хорошо. Катехизис знает. Судим и штрафован не был.
В семействе у него:
Жена Анна Сергеева, 47 лет.
Дети их: Петр Брянцов в Смоленской Духовной Семинарии в низшем отделении, на со-держании отца, 19 лет.
Яков Брянцов в Вяземском приходском классе, на содержании отца, 15 лет.
Александр живет при отце по билету, данному от ректора Вяземских Духовных училищ, 12 лет.
Павел учится при отце, 7 лет».
2. По преданию, чудотворная Озерянская икона Пресвятой Богородицы обретена в кон-це XVI века, во время татарских набегов на Украину, одним из жителей села Озерянки, находившегося в 27 верстах от Харькова, который кося за лесом траву, за одним взмахом косы послышал стон, как бы человеческий, и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и перед нею горящую свечу при корне дерева, здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши их, поставил образ на приличном месте и усердно молился ему, оставя свою работу. На другой день он к изумлению своему увидел, что разрезанные части иконы соединились и так плотно, что от разреза остался едва заметный след. От обретенной святой иконы стали совершаться чудеса.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)
Последние новости
В Рыбках освятили новый храм Вознесения Господня
Местные жители отметили долгожданное событие в своей общине.
ЛДПР предлагает законопроект о приоритете трудоустройства граждан России
Депутаты партии стремятся улучшить условия труда для россиян.
Новый начальник Смоленской таможни назначен
Николай Новиков стал исполняющим обязанности начальника таможни Смоленска.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований