Дети буквально бегут сюда
Первый год работы Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», который был создан в Васьковской средней школе по федеральному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование»,
Первый год работы Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», который был создан в Васьковской средней школе по федеральному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование», показал заинтересованность учителей, учащихся и их родителей в его работе.
Центр состоит из двух кабинетов, на базе которых реализуются общеобразовательные программы по предметам «Физика», «Химия», «Биология» и программы дополнительного образования, проектная и исследовательская деятельность. По мнению педагогов, поступившее по национальному проекту оборудование даёт возможность разработать программы, помогающие ученикам лучше усваивать обязательную программу, углублять профильное обучение по естественным предметам, организовывать полезный и интересный досуг. Работа центра «Точка роста» вносит существенный вклад в развитие личностных результатов, формирует мотивацию к учёбе, развивает межличностные отношения, способности к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Раскрытие способностей
– Готовить кабинеты под открытие центра, установку нового оборудования начали прошлым летом, – рассказал директор Васьковской школы Алексей МОЗАЛЕВ. – Хоть программа и федеральная, на муниципальном уровне стояла задача отремонтировать и подготовить два класса и закупить мебель. Районная администрация выделила средства на косметический ремонт, замену оконных блоков, проводки и освещения. При поддержке депутата Государственной Думы Сергея Дмитриевича Леонова шла работа по оснащению мебелью. Наглядность в процессе обучения играет важную роль, и поступившее по нацпроекту оборудование эту возможность существенно расширило. Дети очень заинтересовались работой «Точки роста», буквально бегут сюда. И в учебном процессе используем возможности центра: на базе «Точки роста» возобновилась та самая кружковая работа, которая в советской школе успешно действовала, а в последние десятилетия была сведена на нет. На другом уровне почувствовали себя учителя: «Точка роста» стала ещё одним стимулом для профессионального совершенствования, обмена опытом.
Самое главное, что дети практически до возвращения родителей с работы не просто находятся в школе под присмотром, а заняты развивающей деятельностью. Школа работает до вечера, в субботу ребята к 9 часам собираются, и на каникулах центр продолжает работать.
Интерес к работе центра не объясняется только фактором новизны. По убеждению Алексея Ивановича, необходимо было начать выравнивать уровень оснащённости всех школ, создавать условия, позволяющие школьникам помимо уроков проводить в школе гораздо больше времени. Дети не должны быть предоставлены сами себе, а ведь в последние годы не было групп продлённого дня, кружковой работы. Педагоги старших поколений помнят времена, когда из Васьковской школы ребята шли домой вечером с подготовленными уроками и могли помочь родителям. Открытие «Точки роста» они отождествляют с хорошим опытом внеклассной работы в советской школе, который также противостоял детской безнадзорности, способствовал дополнительному развитию ребят, выявлению и раскрытию способностей.
– Начальник отдела образования старается распространять набираемый «Точками роста» опыт, – подчеркнул директор школы. – В районе налажена взаимосвязь между школами. Делимся опытом, обмениваемся мнениями, изучаем авторские программы коллег. Нацпроект предусматривает обширный методический материал, сопровождающий поставку оборудования. Министерство образования помогает определяться, чем и как заниматься в «Точках роста». Сама специфика работы центра – это общение учителя с учениками, совместный познавательный творческий процесс.
Объединяющие интересы
Молодой учитель Данила Музыченко, студент третьего курса СмолГУ, собрал вокруг себя ребят, увлекающихся созданием видеофильмов, фотографией, интересующихся краеведением. Авторскую методическую разработку он создал сам, в школе её коллегиально рассмотрели и одобрили. Более опытных коллег по-хорошему удивляет и радует то, как он сумел объединить разновозрастных детей. В деревне уже заметили школьную «съёмочную группу», выбирающую объекты для фото- и видеосъёмки, ребята снимают фильмы о школьных мероприятиях. Пусть они не станут корреспондентами, режиссёрами или операторами, но приобретённые навыки совместного творчества им в жизни обязательно пригодятся. Программа «Проектный менеджмент в краеведении» Данилы Музыченко предназначена для изучения истории родного края.
«Основы робототехники» преподавателя информатики Станислава Молчанова направлены на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования и программирования, использованию роботизированных устройств. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, в быту, это направление набирает актуальность. Об успехе программы говорит уже то, насколько растёт количество учеников Васьковской школы, изъявивших желание на экзаменах сдавать информатику.
– Учебный курс информатики предполагает освоение принципов составления программ, а в кружке робототехники ребята начинают разбираться, как язык программирования работает, – рассказывает Станислав Молчанов. – Комплект оборудования даёт возможность для коллективной познавательной и творческой деятельности. Например, маленьким детям можно доверить раскрасить распечатанную модель. Ребятам среднего возраста предложить сначала собрать простую модель, потом подумать, как её «оживить», усовершенствовать. Старшеклассники уже могут снабдить модель функциональными «мозгами» – программой управления её механическими действиями. На занятиях «Точки роста» созданы условия для развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, для формирования интереса к техническим видам творчества и популяризации инженерных специальностей. Ничего ребёнку не мешает доработать типовую модель или создать свой вариант.
У программы «Основы киберспорта» скорее досуговое предназначение, но цель поставлена нешуточная – попасть в областную команду и поучаствовать в настоящих соревнованиях. Курс «Телекоммуникационные технологии и массмедиа» направлен на помощь учебному процессу: изучение работы в социальных сетях, администрирование сайтов, ведение блогов, создание видеопрезентаций – своего рода продолжение уроков по информатике.
Наука и жизнь
Из всех направлений в работе центра поначалу больше всего директора школы волновала химия. В школьной программе эту науку начинают изучать в 8-м классе. При малочисленности учащихся сформировать группу для дополнительных занятий казалось проблематично. Благодаря энтузиазму, заинтересованности и любви к предмету учителя химии Татьяны Гончаровой в «Точку роста» потянулись ребята, которые ещё не изучали этот предмет в школе, но в быту уже заинтересовались вопросами, ответы на которые знает химия. Молодой педагог смогла увлечь своим предметом детей через экспериментальную деятельность, благо оборудование центра даёт такую возможность. Наглядность опытов и доброжелательность педагога сделали своё дело.
– В кружках «Юный химик», «Занимательная химия» мы с ребятами уже провели много исследований, – рассказала Татьяна Анатольевна. – Например, изучая чай, поставили семь опытов. Интерес к экспериментальной деятельности такой большой, что начинать практические занятия можно вместе со знакомством с научными азами. Сначала в кружок набирали учеников с восьмого по одиннадцатый классы, семиклассники пришли сами. Хотим привлечь и учащихся начальных классов. Буду придумывать, как, ещё не зная теории, с помощью экспериментов изучать действия законов химии в жизни и в итоге помочь ребятам полюбить эту науку. Цифровая лаборатория по химии позволяет проводить широкий спектр исследований.
В кружок учителя биологии Татьяны Клюшненковой «Мир под микроскопом» электронное оборудование притягивает учеников начиная с младших классов. Впечатлениями о своей работе по исследованию проб земли сельского поселения в рамках всероссийского проекта кружковцы уже делились на страницах районной газеты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Импульс» (педагог Аркадий Степченков) помогает с помощью цифровой лаборатории современными методами исследовать человека и его здоровье, чтобы в конечном итоге осмыслить необходимость здорового образа жизни.
Мне довелось увидеть, как шестиклассники вместе с учителем физики Виктором Пантюховым с помощью цифровой лаборатории изучали зависимость давления газа от объёма при постоянной температуре. Все получалось быстро, удобно, наглядно.
– Я учусь вместе с ребятами, осваивая новое оборудование, – рассказал преподаватель. – Лаборатория очень компактная: один комплект заменяет половину оснащения действующего кабинета физики. Экономится много времени на практических занятиях. Опыты, проведённые своими руками, способствуют более эффективному усвоению предмета. На дополнительные занятия выбираю темы «Физика и жизнь». Практическое применение полученных знаний очень привлекает ребят. На занятия в кружок приходят почемучки и становятся любителями физики.
Не менее увлечённо Виктор Пантюхов рассказывает о кружке юных шахматистов, где своё увлечение этой древней игрой передаёт детям. В «Точке роста» ребята играют не только друг с другом, но и с компьютером.
Качество образования
– Анализируем, на что дети больше нацелены, и более удобно составляем расписание, – рассказывает руководитель центра «Точка роста» Ольга МАССОРИНА. – Опытом работы в «Точке роста» уже делились с белорусскими коллегами. Методики работы кружков по химии, робототехнике презентовали в ноябре, причём о них рассказывали сами дети. В декабре на базе нашей школы работало районное методическое объединение начальных классов, где третьеклассники показывали, как осваиваются с цифровыми лабораториями. А ведь в большинстве случаев начальная школа не вовлечена в работу «Точек роста». В марте изучали опыт работы развивающего центра Дивинской школы, рассказывали о своих наработках.
«Точку роста» отделить от общешкольной жизни, учебного процесса или воспитательной работы невозможно. Получив задания на уроках, со своими проектами школьники идут в центр, где учатся искать информацию, оформлять в виде презентаций свои научные труды. Даже имея дома компьютер, в школе это делать интереснее. Плюс можно рассчитывать на помощь педагога.
По материалам портала «Уездные вести»
Светлана ЕРМАКОВА, газета «Сельская новь» (Починковский район)
Последние новости
Медики выявили скарлатину у 44 смолян
Чаще всего болеют дети С января по сентябрь 2024 года медики зарегистрировали 44 случая заболевания скарлатиной на территории Смоленской области, что составляет 5,04 на 100 тысяч населения.
В Смоленске проведут благотворительный концерт для помощи ребенку с ДЦП
Центр волонтеров культуры «Служенье муз» Детской музыкальной школы№1 имени М.И.
В Смоленске восемь студентов-медиков подписали целевые договоры с работодателями
В Вяземском медицинском колледже прошла традиционная Ярмарка вакансий для выпускников 2025 года Фото: Министерство здравоохранения Смоленской области.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку