Наталья Кубарева: «Игровая деятельность — главная для дошколят»
15.11.2022

Наталья Кубарева: «Игровая деятельность — главная для дошколят»

А вы знали, что 8 ноября отмечался международный день STEM–образования?

Смоленский педагог рассказала о собственной методике подготовки детей к начальной школе

А вы знали, что 8 ноября отмечался международный день STEM–образования? Это аббревиатура (Science, Technology, Engineering, Mathematics) педагогической модели, объединяющей в единую систему естественные науки и инженерные предметы. Иногда к ней еще добавляют «A» — Art, искусство (тогда она звучит как STEAM и подразумевает обязательное присутствие в обучении творческого процесса).

Несмотря на то, что данная аббревиатура знакома далеко не всем, в российском образовании принципы STEM используются уже не первый год. Как в школьной, так и в дошкольной программе. В Смоленске этим, в частности, активно занимаются детские подготовительные курсы «Дошколенок» (четырнадцать филиалов, в том числе в десяти городских школах). Директор центра Наталья Кубарева, выпускница педуниверситета, имеющая в своем багаже уже 25–летний опыт педагогической работы, придумала и воплотила в жизнь собственную методику подготовки к начальной школе, основанную на внедрении развивающей среды в процесс обучения дошкольников. И вполне может статься так, что некоторое время спустя ее наработки будут использовать в детских садах и школах Смоленска.

Почему игровая форма обучения является лучшей для подготовки к начальной школе, какую тенденцию создают родители в погоне за успешностью своих чад, а также — как изменилась российская школа за последние два десятилетия? Об этом Наталья Кубарева рассказала в интервью «О чем говорит Смоленск».

— Наталья, приятно осознавать, что смоленские педагоги двигают науку, в том числе, и в практическом русле. Как вы пришли к необходимости разработки собственной методики обучения дошколят?

— Путь к ней начался после того, как я осознала необходимость изменений в развитии своего центра. Если первые пять–шесть лет его работы [ с 2010 года — авт .] мы занимались, в первую очередь, масштабированием, увеличением количества филиалов, то далее пришло понимание того, что нужно менять качество обучения, искать его новые формы. Тогда я начала присматриваться к мировым тенденциям в сфере образования. Изучила интересные развивающие направления, познакомилась с концепцией STEM–обучения. Главная цель, к которой я стремилась, заключалась в том, что процесс обучения в филиалах центра должен быть выстроен так, чтобы у детей возникал живой интерес, чтобы они шли на занятия с радостью, знали, что здесь они сами будут добывать знания в творческой среде. Всё–таки, игровая деятельность — главная для дошколят, и я считаю, нельзя их ее лишать. Через игру они познают мир.

Переломным в плане исследования стал пандемийный 2020 год. Именно тогда все мои мысли окончательно привели к идее создания серии интерактивных образовательных пособий. Сам же процесс обучения я решила «упаковать» в виде рабочих тетрадей. После создания программы и методики, рукописных материалов, рисунков и набросков нашлись специалисты, которые помогли с дизайном и печатью этих тетрадей. Далее пришла очередь материализации самих образовательных пособий, к которым тоже было нужно приложить руку дизайнера и изготовителя.

В итоге сегодня мы имеем в наличии десять методических пособий (логические квадраты разных уровней, счетные лесенки, графические доски, комбинаторные домики и другие) и две рабочие тетради. Пособия используются в процессе обучения как материал для практической познавательно–исследовательской деятельности, позволяющий понять и полнее ощутить, например, те или иные математические или логические понятия. А сам процесс обучения проходит в учебно–игровой форме, при этом дети учатся работать вместе, в команде, что тоже крайне важно.

— Сегодня все ваши филиалы уже работают по новой методике?

— Пока еще не все. Это перспектива следующего года. Вопрос упирается в финансы. Изначально на реализацию проекта в прошлом году мы получили грант для социальных предпринимателей от департамента инвестиционного развития Смоленской области, который мне помог получить смоленский центр «Мой бизнес». Мы добавили собственные средства и изготовили первую партию пособий и тетрадей. Без грантовой поддержки было бы куда тяжелее. При этом я никогда раньше никакие гранты не выигрывала и в общем–то не отслеживала это направление. О центре «Мой бизнес» мне рассказала знакомая, и я как человек, чуткий ко всему новому, решила сходить, посмотреть… Пришла, увидела очень доброжелательное к себе отношение. Узнала об их грантах, мне предложили попробовать поучаствовать. Сказали, что будут рядом. И действительно, помогали на каждом этапе: вместе мы изучали документацию, вместе писали бизнес–план. Какой–то невероятный для Смоленска уровень. И в итоге все сложилось — грант мы выиграли ( улыбается ).   

— Не хотите защитить разработанную методику авторским правом?

— А мы уже это сделали и тоже с помощью господдержки со стороны центра «Мой бизнес». Авторское право позволит нам предлагать ее другим частным детским центрам. После прохождения стандартизации, в случае соответствия нашей методики госстандарту образования сможем предлагать ее муниципальным детским садам и школам для подготовки детей старшего дошкольного возраста к начальному общему образованию.

— Говоря о подготовке детей к школе, наиболее общим образом формулируется следующая проблема: без подготовки многие из них будут чувствовать себя в первом классе некомфортно. Есть такая проблема?

— Это не проблема. Готовить детей к начальной школе — это модная тенденция в нашем обществе. При этом по сути программа начальной школы построена так, чтобы ребенка с нуля научить читать и считать. К примеру, с сентября и до декабря у первоклашки идет букварный период: он обучается чтению, фонетике, печатанию. Но все равно более половины всех родителей ведут детей на дошкольную подготовку, чтобы те не стали в первом классе отстающими на фоне подготовленных первачков. В этом, конечно, есть определенный смысл. Да, учитель научит того, кто не научился читать и считать на подготовке. Но такому ребенку придется постоянно доказывать остальным, что он не хуже.

— Не наблюдается ли обратного, когда прошедшие подготовку первоклашки чувствуют себя «королями» в начале обучения, а, скажем, к второму классу, когда начинается программа, которую они не знают, «скисают»?

— Нет. В школьной программе предусмотрен дифференцированный подход к обучению. Кому–то нужно больше помощи, кому–то меньше. Также сам материал дифференцирован. На одном и том же уроке учитель применяет разный подход к ученику, который уже умеет читать, и к тому, кто еще нет. Нечитающий, например, будет работать со слогами, а читающий — с предложениями. Таким образом первый будет постепенно догонять второго. Вместе с тем, мы, конечно, рекомендуем хорошо подготовленным детям не расслабляться. Их знания легко утрачиваются, память во многом еще кратковременная, они запоминают яркие эмоции, сильные впечатления, а учебный материал — он всё–таки монотонный и требует постоянного повторения для закрепления его в долговременной памяти. При этом наша программа не дублирует материал первого класса, поэтому в школе они будут получать новые знания и умения.

— Как в целом меняется начальная школа на протяжении последних десяти–двадцати лет? Что вы наблюдаете?

— Школа меняется, но не теми темпами, какими хотелось бы. Меняются федеральные стандарты образования, вслед за ними начинают меняться программы. Сейчас в дошкольной программе и программе начальной школе наметилась четкая тенденция к формированию познавательно–исследовательской развивающей среды. Раньше учитель был в роли авторитета. Он сказал — ученик обязан выучить. То есть присутствовало в некотором роде навязывание информации. Сегодня же роль учителя — наставник. Он предлагает детям внедриться в развивающую среду, где каждый ученик может вынести для себя то, что ему более интересно, а потом, выйдя из школы, изучить дополнительный материал по теме, если она вызвала у него интерес.

Все больше и больше в школе применяются различные методы упомянутого выше STEM–обучения, которые позволяют теорию перенести на практику. Например, если на уроке идет изучение понятие массы, то на столе у учеников есть наглядные пособия, с помощью которых они могут исследовать на практических действиях физический смысл понятий «тяжелее», «легче», «уравновешено».

С другой стороны, на мой взгляд, школам все–таки не хватает материальной базы. Да, интерактивные доски и проекторы применяются почти везде. Но это уже почти обыденность. А хочется чего–то более нового, прогрессивного, соответствующего мировым тенденциям в сфере образования.

текст: Николай Жданов

фото: «Дошколенок»

467060467060

Читайте нас в Яндекс новости. Подпишитесь.



Читайте нас в Дзене: это удобно



Сейчас читают: Смолянин пырнул ручкой конкурента за место на парковке В Смоленске дорожники заасфальтируют улицу Твардовского Более 70 семей мобилизованных смолян получили региональные выплаты В Смоленске скончалась доцент кафедры английского языка СмолГУ Галина Сильницкая

Последние новости

Двое жителей Смоленска благородно «проспонсировали» мошенников

Автор фотографии: УМВД по Смоленской области Они попались на распространённую схему от «банковских» сотрудников.

Застолье в Рославле переросло в драку

Рославльская полиция получила сообщение о том, что в приемное отделение Центральной районной больницы доставили пенсионера 1953 года рождения с травмой головы.

Студенты IV курса Смоленской семинарии приняли участие в мониторинге сформированности компетенций

6 декабря 2022 года выпускники программы бакалавриата Смоленской Православной Духовной семинарии приняли участие в мониторинге сформированности компетенций, организованном Учебным комитетом.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *