25.09.2022

Онлайн - сообщение "Образ учителя в литературных произведениях"

В календаре профессиональный праздник преподавателей появился в 1965 году.

В календаре профессиональный праздник преподавателей появился в 1965 году. Днем празднования было назначено первое воскресенье октября. 

У учителей появился праздник, который ежегодно выпадал на выходной день. Возможно, для людей других профессий это большой плюс, но педагоги, неразрывно связанные со школьниками, все равно отмечали его на рабочем посту. В субботу, накануне Дня учителя, школьники спешили на занятия с охапками цветов. Классы украшали самодельными стенгазетами и воздушными шариками, готовили поздравительные концерты с песнями, стихами и веселыми сценками.

В 1994 году президентом Российской Федерации было принято Постановление о переносе Дня учителя на фиксированную, обозначенную международным сообществом дату - 5 октября.

В  этот день мы поздравляем и благодарим тех, кто учит наших детей, тех, кто когда-то учил нас, а также всех своих близких, выбравших эту замечательную профессию. 

Дорогие учителя, пусть поменьше будет невыученных уроков, пусть не погаснет в глазах ваших учеников интерес и радость от собственных успехов!

Учитель – это тот человек, который встречает нас еще в действе, когда мы только-только заканчиваем детский сад, и провожает нас во взрослую жизнь, когда мы заканчиваем школу. От того, какие учителя будут окружать нас в течении этого времени зависят не только воспоминания о годах, проведенных в школе, но вся наша личность в целом, поскольку она формируется именно в подростковом возрасте.

Именно из-за огромной важности учителей в жизни каждого из нас, тема учителей и их работы, их влияния на учеников, процесс социализации и формирования личности человека, так популярна  в отечественной литературе.

      Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230. 

 

Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

 

 

 

 

      Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.

 

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

 

      Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с. 

 

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики – обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.
Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.

         

 

    Макаренко А. «Педагогическая поэма»

 

Имя А.С.Макаренко стало одним из символов советской эпохи, а его произведения в те годы были самыми популярными работами по воспитанию молодежи. Изменился мир, разительно преобразился быт, на смену одному политическому строю пришел другой... А сочинения Макаренко остаются все так же востребованы, как и прежде. "В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал: "Вот что, брат..."". С этого начинается "Педагогическая поэма" (1935). Школьному учителю предложили возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Он согласился. Так началась история детской колонии имени Горького. Макаренко строит свою книгу как спокойный, чуть ироничный рассказ, спрятав секрет своей воспитательной системы "между строк".

 

 

 

        Соломко Н. «Белая лошадь – горе не моё»

 

  «Нынче утром учитель географии лез в школу через окно в туалете. Хорошо, никто не видел. Положение было совершенно безвыходное: он опаздывал на урок, а в дверях школы стояла новенькая техничка и без сменной обуви никого не пускала», - так начинается повесть Натальи Соломко. Повесть о школе, о молодом учителе географии Александре Арсеньевиче и опытном педагоге Матвее Ивановиче - учителе истории, по прозвищу Аристотель. А ещё эта повесть о любви.

 

 

 

 

      Работа над ошибками.  Поляков Ю. -  М.: Аст, Астрель, 2009.


Интересная повесть о школьной жизни 80-х годов прошлого века глазами человека, который хотя и закончил педвуз, но не учитель ни по жизни, ни по натуре. Повествование составлено из рассказов главного героя, Андрея Михайловича Петрушова, о небольшом отрезке его педагогической карьеры и перемежается воспоминаниями о прежней работе в газете, службе в армии, учебе и школьных делах его друзей-коллег. В произведении затрагиваются насущные беды педагогов: подковерные интриги, сложности молодого директора "по всем фронтам", проблема авторитета учителя, поведение более раскрепощенных и менее идеологизированных детей, стратегии поведения родителей из простых и непростых, личная жизнь учителя, разрешение конфликтов, бойкоты и испытание характера. Кстати, в повести прослеживается и небольшой вставной сюжет о поисках пропавшего романа гениального русского писателя, затравленного общественностью. Общий тон произведения мне очень импонирует: это, как бы, рассказ хорошего знакомого, - а по форме оно больше напоминает заметки журналиста. Хотя в книге нет особенно глубоких переживаний и страстей, есть ярко обрисованная "типичная" ситуация, которая стала еще более узнаваемой в современной школе.

 

 

      Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с.: ил.

В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь. Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

 

 

 

 

Онлайн - сообщение подготовила библиотекарь читального зала Центральной районной библиотеки Козлова И.Н.

Последние новости

О Всероссийской горячей линии по профилактике клещевого энцефалита и инфекций, передающихся клещами

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области информирует, что в период с 30.04.2024 по 13.05.2024 организована работа тематических «горячих линий» и консультаций по профилактике клещевого энцефалита и инфекций,

Клещи стали кусать смолян на 26% чаще

За неделю эксперты зафиксировали 40 нападений «кровопийц» Специалисты сообщают, что за последнюю неделю наблюдений в медорганизации региона обратились 40 смолян, к которым присосались клещи.

В центре Смоленска появится Дом музыки с органным залом

Проект оценили в 400 миллионов рублей. Дом музыки может открыться до конца года фото: министерство промышленности и торговли Смоленской области В центре Смоленска появится Дом музыки с органным залом.

Card image

Почему деревенский дом в окрестностях Луховиц становится популярным выбором?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *