Роспотребнадзор дает рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону
В преддверии нового учебного года особо актуальным становятся вопросы подготовки детей к школе.
В преддверии нового учебного года особо актуальным становятся вопросы подготовки детей к школе. Родителям учеников, в том числе только будущих – первоклассников, приходится решать немало проблем: выбор школьной формы, ранца, организация режима дня и рабочего места ребенка. Роспотребнадзор напоминает, что в решении данных вопросов важно руководствоваться, в первую очередь, безопасностью и комфортом ваших детей.
Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС) 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» устанавливаются обязательные требования по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности к одежде для детей и подростков, в том числе к школьной форме, ранцам, а также к иным детским товарам. Наиболее предпочтительный вариант – покупка вещей из натуральных материалов и тканей, воздухопроницаемых, гигроскопичных, которые не будут ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена, сохранять свои качества и внешний вид после многократной стирки и глажения. Поэтому, выбирая детям одежду для школы, обращайте внимание на ее тепловые свойства, удобство покроя, легкость, а уже после – на внешний вид.
Безопасность обуви и кожгалантерейных изделий оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных веществ и комплексом физико-механических свойств (масса, гибкость, прочность крепления деталей низа, деформация подноска и задника обуви, и разрывная нагрузка узлов крепления ручек кожгалантерейных изделий). Не допускается изготавливать подкладку закрытой обуви из искусственных и (или) синтетических материалов в обуви для всех половозрастных групп.
Особое внимание нужно обратить на маркировку продукции: она должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Продукция для детей и подростков, как и любая другая продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов, ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой. Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – 1,5 кг, 3-4 классов – 2 кг, 5-6 – 2,5 кг, 7-8 – 3,5 кг, 9-11-х – 4 кг. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребёнка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные особенности ребёнка.
Особое внимание при подготовке ученика к школе следует уделить режиму дня. Режим заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом биологических ритмов растущего организма. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным, позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребенка в течение дня. Родителям первоклассников особенно важно понимать, что в школе для ребенка меняется все – место пребывания, режим и вид деятельности, которым он следовал первые семь лет жизни.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Для предотвращения заболеваний в первую очередь следует удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. При недосыпании возможны проблемы с концентрацией, что в свое время непосредственно влияют на способность ребенка к обучению и его успешность.
Рекомендуется увеличивать продолжительность сна школьников на время напряжённой умственной деятельности (экзамены, контрольные работы и т.п.). Чтобы избежать проблем с засыпанием следует ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов), формировать вечерние «ритуалы» (вечерний душ или ванна, прогулка, чтение), правильно организовать спальное место (кровать с твердым ложем, невысокая подушка, проветривание спальной комнаты перед сном).
Особенно это актуален вопрос соблюдения режима дня для первоклассников, так как он помогает им привыкнуть к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. При этом организовать соблюдение режима дня, который будет в школе, рекомендуется за одну-две недели до начала учебного года. Родителям рекомендуется заранее предусмотреть дополнительное время на неспешный подъем и сборы ребенка, легкий завтрак. В течение года могут быть кризисные периоды, когда учеба дается особенно тяжело, ребенок быстро устает (обычно это первые четыре недели, конец полугодия, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра) – об этом стоит помнить и внимательно относиться к жалобам ребенка на плохое самочувствие, усталость и головную боль. Родителям также следует принимать активное участие в жизни школы, взаимодействовать с учителем и родителями других детей. Помните, что вы как родитель, имеете право контролировать качество горячего питания в школьной столовой.
Успеваемость ребенка, а также его физическое и эмоциональное состояние во многом зависят также и от правильности обустройства рабочего места как в школе, так и дома.
Каждый обучающийся в образовательном учреждении обеспечивается рабочим местом в соответствии с его росто-возрастными особенностями (на учебную мебель наносится соответствующая маркировка). Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей.
Родителям следует обратить внимание на стол, за которым занимается ребёнок дома: он должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок – левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза (отрегулируйте высоту стула). Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах. Стул должен иметь невысокую спинку. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
В режиме дня ребенка предусмотрите также время для двигательной активности ребёнка и прогулок на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Начало нового учебного года касается родителей не только школьников, но также и детей раннего возраста. При заключении договора с частным детским садом родителям следует учитывать, что поскольку частные детские сады предоставляют свои услуги на платной основе, договоры, заключаемые с родителями, подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». К важным документам относится лицензия на образовательную деятельность, Устав учреждения и учебный план, по которому воспитанники будут заниматься в течение года.
Главные условия договора, на которые следует обращать внимание, это: режим работы детского сада и распорядка дня (в том числе, время, когда можно приводить и уводить ребенка, установление лиц, имеющих право забирать ребенка из детского сада, и правила корректировки этих условий); объем и содержание учебной программы, перечень дополнительных образовательных услуг (платные и бесплатные); условия медицинской безопасности (организация карантина, оказание первой медицинской помощи, медицинское обслуживание); уровень квалификации персонала (воспитателей, медицинских работников, поваров, работников службы охраны и т.д.); условия организации питания (возможность индивидуального меню); условия обеспечения безопасности при нахождении детей на улице (во время прогулок и т.п.); размер и порядок оплаты услуг дошкольного учреждения, перерасчет и возврат денежных средств; условия и порядок расторжения договора.
Роспотребнадзор отмечает, что родитель имеет право в любое время по своей инициативе расторгнуть договор досрочно в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом учреждение.
Последние новости
Смоленская область: рост случаев ВИЧ-инфекции за год
Состояние здоровья населения требует внимания и профилактических мер.
В Смоленске открыта вакансия для водителя
Смоленский районный суд ищет кандидата на должность водителя.
Прием граждан в Смоленске
И.о. прокурора Смоленской области проведет встречу с жителями.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией