Сергей Жойкин: Секретов никаких нет!

Сегодня, 5 октября, отмечается Международный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день,

Сегодня, 5 октября, отмечается Международный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который говорится о роли и заслугах учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также об их неоценимом вкладе в развитие общества. В преддверии этого важного события мы поговорили с директором и заместителем директора средней школы № 33 города Смоленска, которая не первый год занимает в регионе лидирующие позиции.

Лучшие

Среднюю школу № 33 по праву можно назвать выдающимся учебным заведением. Образовательная организация имеет впечатляющее количество наград. Только представьте:

– в 2021/2022 учебном году школа включена в Национальный реестр «Всероссийская Книга Почёта»;

– в пятый раз подряд стала лауреатом всероссийского конкурса «Образовательная организация ХХI века. Лига лидеров – 2021»;

– в декабре 2021 года признана флагманом социально-экономического развития России в номинации «Лучшее учреждение образования города Смоленска 2021 года»;

– в мае 2022 года в третий раз подряд признана лауреатом всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2022» в номинации «Лидер в создании комфортной образовательной среды»;

– по результатам поступления выпускников в ведущие вузы России вошла в число лучших школ Центрального федерального округа России по версии рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика»;

– по результатам участия обучающихся в олимпиадах из Перечня олимпиад на 2021/2022 учебный год педагогическому коллективу направлена благодарность от Российского совета олимпиад школьников;

– в 11-й раз подряд признана абсолютным победителем городского конкурса «Школа года – 2022».

Отметим, что 64% выпускников школы на Едином государственном экзамене в 2022 году получили более 220 баллов в сумме по трём предметам, каждый третий – 250 и более баллов, восемь выпускников получили 100 баллов; девятнадцать выпускников награждены медалью «За особые успехи в учении».

В декабре 2021 года в рамках программы «Взаимообучение городов» был представлен опыт инновационной деятельности школы № 33 в статусе федеральной научно-образовательной площадки Московского педагогического государственного университета по проблеме «Инновационная площадка как ресурс реализации национального проекта «Образование».

В июне 2022 года по итогам работы Ресурсного центра качества математического образования на базе школы в рамках деятельности федеральной инновационной площадки «Механизмы сохранения лидирующих позиций РФ в области качества математического образования» под научным руководством доктора педагогических наук профессора Людмилы Петерсон педагогический коллектив признан лауреатом всероссийского фестиваля «Учусь учиться», директор Сергей Жойкин – лауреатом Знака качества инновационной деятельности.

Фото: © из архива школы № 33 города Смоленска

Секретов никаких нет

После таких титулов и регалий при встрече с директором школы Сергеем ЖОЙКИНЫМ нельзя было не спросить, в чём секрет успеха.

– Секретов никаких нет! В этом году нашей школе исполняется сорок лет с её основания. Коллектив средней школы № 33 города Смоленска на протяжении всех сорока лет был заточен и сейчас заточен на достижение высокого результата, – рассказывает директор. – Так было при Лидии Алексеевне Кудиновой, которая возглавляла школу почти 25 лет – с 1987 года по 2011-й. И, конечно, наш долг – сохранить этот ориентир школы на достижение высокого качества общего образования. Сказать, что мы уверены, что в очередной раз станем Школой года, нельзя никогда. В муниципальной системе образования города Смоленска есть стабильно работающие и показывающие такие же высокие результаты образовательные организации: это гимназии № 1 и № 4, лицей № 1 и ряд других школ. Поэтому каждый раз мы в предвкушении, волнуемся и думаем, какое место займёт коллектив в текущем учебном году. Но, конечно, формируя портфолио документов для этого ежегодного рейтинга общеобразовательных организаций, мы понимаем, что по тем или иным показателям школа находится в лидерах. Традиционным направлением, по которому мы занимаем высокие позиции среди общеобразовательных организаций, является инновационная деятельность. Наши победы – это, конечно, результат плодотворной, систематической, целенаправленной работы всего коллектива педагогов, сообщества обучающихся и их родителей.

Говоря о достижениях школы, Сергей Жойкин не раз повторил имя бывшего директора Лидии Алексеевны Кудиновой – заслуженного учителя школы Российской Федерации, отличника народного просвещения и отличника образования СССР:

– Лидия Алексеевна говорила так: «Чтобы у педагогов не было времени на пересуды и небылицы, они должны заниматься инновационной деятельностью». И, собственно говоря, мы так и работаем. Сегодня ведущим направлением инновационной и образовательной деятельности для нас является реализация в учебном процессе комплекса авторских учебников математики доктора педагогических наук профессора Людмилы Георгиевны Петерсон «Учусь учиться». Также в течение последних десяти лет в статусе различных инновационных площадок коллектив включён в апробацию теории контекстного образования академика Российской академии образования, профессора Андрея Александровича Вербицкого. С 2018 года эта работа ведётся под эгидой Московского педагогического госуниверситета. Примечательно, что теория Андрея Александровича, разработанная автором применительно к высшему и среднему профессиональному образованию, стала актуальна для школьного образования в начале ХХI века в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня коллектив школы № 33 находится на завершающем этапе реализации программы развития по апробации модели современной массовой школы – Центра социально-контекстного образования.

Школа при энергоинституте

В школе существует многопрофильная образовательная среда. С восьмого класса по результатам контрольных работ и итогам промежуточной аттестации ученики распределяются по четырём направлениям: технологическому, социально-экономическому, гуманитарному и естественно-научному. Педагогическим составом рассматривается вопрос о возможности начать распределение ещё раньше – с седьмого класса.

На данный момент школа реализует инновационный проект под названием «Предуниверситарий как инновационная форма получения общего образования». Отметим, что такая форма работы существует при ведущих вузах страны. В рамках этого проекта ведётся тесное сотрудничество с филиалом Московского энергетического института в городе Смоленске. Несколько раз в неделю школьники посещают занятия по математике, физике, информатике в учебном корпусе СФ МЭИ и занимаются с вузовскими преподавателями. Таким образом реализуется образовательная программа старшей школы в рамках сетевого взаимодействия. Этот проект осуществляется уже не первый год и даже не первое десятилетие – с конца 80-х годов прошлого века.

Сергей Жойкин отмечает огромный эффект от этих занятий и высокое качество физико-математического образования:

– Результаты сотрудничества всегда радуют. Каждый год мы смотрим, сколько учеников из всей параллели поступают в топовые вузы. В этом году это 47 процентов! Это очень высокий показатель, потому что для московских школ 20 процентов выпускников, поступивших в эти вузы, – это высший пилотаж. Поэтому подытожу: школа работает обычно, но с ориентиром на высокие показатели работы, следуя своему педагогическому кредо: «От качества образования – к качеству жизни!».

Директор школы подчёркивает, что физико-математическое направление является в учебном заведении одним из ведущих – не случайно раньше школу № 33 называли «школой при энергоинституте».

У образовательной организации также заключены договоры о сотрудничестве со Смоленским педагогическим колледжем, Смоленским государственным университетом, сельскохозяйственной академией, школа тесно работает с медуниверситетом.

О лучших педагогах

– В наградной системе Российской Федерации, пожалуй, одно из самых высоких званий, которое может получить педагог, – это почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В 2022 году три педагога от Смоленской области указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2022 года были удостоены высокого почётного звания, – рассказывает Сергей Жойкин. – Одним из них стала учитель русского языка и литературы нашей школы Наталия Андреевна Субот. На данный момент в нашей организации трудятся пять заслуженных учителей России: учитель истории и обществознания Ирина Николаевна Алфёрова, учитель французского языка Марина Николаевна Кондратьева, учитель физики Наталия Анатольевна Семенцова, научный руководитель школы Раиса Фёдоровна Тагинцева.

Награды от Министерства просвещения России в прошлом году получили учитель русского языка и литературы Наталья Леонова и учитель биологии Ольга Васильева. К присвоению звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации» в этом году представлены заместитель директора Жанета Михалёва и учитель начальных классов Ирина Титова. Кроме того, поданы документы на награждение ведомственной наградой «Отличник просвещения», которая даёт право на получение звания «Ветеран труда», – Тамары Русановой, заместителя директора, учителя русского языка и литературы, а также учителя истории Татьяны Захаровой.

А учитель математики Анастасия Давыдовская в 2022 году стала победителем конкурса на получение премий лучшими учителями за педагогические достижения. К Дню учителя ей будет вручено свидетельство администрации Смоленской области и денежное поощрение в размере 250 тысяч рублей, из которых 200 тысяч – это федеральные средства, а 50 тысяч – от региона.

Сегодня в школе работают 25 педагогов – победителей этого конкурса разных лет.

Лучшие ученики и выпускники

Говоря об учениках, которыми гордится школа, Сергей Жойкин подчёркивает, что их очень много.

– Например, в этом году выпускнице нашей школы 2017 года, ныне студентке Смоленского медуниверситета Александре Литвиновой была присуждена стипендия Президента Российской Федерации. А десятиклассник Николай Шиленко недавно стал призёром X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в категории «Юниоры». В 2022 году Андрей Крупский – «звёздочка последних лет всего региона» – участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике, был приглашён на профильную смену по информатике, проходившую на площадке Центра для одарённых школьников «Сириус».

Среди выпускников школы – Владимир Виткин, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник университета ИТМО (Санкт-Петербург), руководитель федеральной целевой программы по разработке газоанализатора в интересах нефтегазовой промышленности, руководитель проекта по развитию и разработке государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда»; Антон Ковалёв, кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего лабораторией «Лазерные системы» университета ИТМО (Санкт-Петербург), победитель конкурса стипендий программы «Мечников» (2019, Франция), конкурса грантов Президента Российской Федерации (2022, Россия).

Только шестидневка!

Многие школы в этом году перешли на пятидневное обучение, освободив тем самым субботу от уроков. Однако Сергей Жойкин уверен, что для основной и старшей школы № 33 этот вариант в настоящее время неприемлем:

– Считаю, что реализовать программы углублённого изучения отдельных предметов в условиях пятидневки сложно. Мы ставим перед собой задачу, чтобы наши ученики принимали активное участие в олимпиадном движении и других формах интеллектуальных состязаний, сдавали экзамены на высокие баллы и были конкурентоспособны. На данный момент безболезненно можно было бы перевести на пятидневку обучения только пятые и шестые классы. С седьмого класса целесообразнее работать в условиях шестидневного режима, ведь именно на этом этапе школьной жизни начинается изучение линейных курсов алгебры, геометрии, физики, химии.

Статус услуги

В 2022 году внесены изменения в федеральное законодательство в сфере образования. С этого года работа учителя перестала носить статус услуги. Наиболее долгожданная поправка, как отмечают педагоги.

– Мы ждали очень долго, когда нас перестанут причислять к сфере услуг, – признаётся Тамара РУСАНОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора. – Всё начинается с учителя: в начале было слово, и это слово даёт учитель. Если причислять деятельность учителя к сфере услуг, получается, что мы должны обслуживать детей на каком-то определённом уровне. А учитель – это человек, который приобщает к тому, что должно быть в любом ребёнке генетически заложено, и взращивает потом эти ростки. Для меня сфера услуг – это в основном материальные потребности, а в преподавании это духовные, нравственные потребности, это идеал, которому нужно служить, это то, что должно быть в каждом человеке, и то, ради чего, наверное, каждый пришёл в нашу профессию.

Президентское сочинение

С 2022 года банк направлений, опираясь на который одиннадцатиклассники готовились к итоговому сочинению, закрылся. Теперь школьники не могут предугадать наверняка, о чём будет их работа. Однако ни учителей, ни учеников школы № 33 это не пугает.

– Мы никогда не боялись сочинений и очень их ждали. Человек читающий, это я могу сказать не только по своим выпускникам, но и по выпускникам всех своих коллег, всегда готов написать сочинение, и не на 350 слов. Нас всегда, наоборот, смущало это количество слов, которое нам устанавливают. Что такое 350 слов? Ведь сочинение – это полёт мысли, умение высказать собственное мнение. Если ты читаешь, если ты к этому серьёзно относишься, ты можешь написать хорошее сочинение. Ребята могут взять одну и ту же тему, но все по-разному её раскрывают. Мы убеждены, что дети должны уметь высказать свою точку зрения по поводу важных жизненных вопросов, понимать необходимость мужества, стойкости, умения делать правильный нравственный выбор. Учителя с пятого класса целенаправленно готовят детей серьёзно писать сочинения. И поэтому к одиннадцатому классу это становится привычной для учеников работой, не вызывающей никакого страха. Помню, ребята идут на экзамен в прошлом году и говорят нам, учителям: «Не переживайте вы так, мы всё напишем! Мы начитанны и готовы».

Тамара Семёновна рассказывает, что пыталась сначала считать, сколько слов выходит в детских сочинениях, а потом перестала:

– Меньше шестисот слов ни у кого не было! Я больше переживаю не за объём, а за количество ошибок. И иногда даже прошу сокращать, потому что больший объём может вылиться в большее количество ошибок. Надо сказать, что в конце концов дети выполняют все требования и сдают хорошо. У нас и экзамен по русскому языку все сдают с первого раза вне зависимости от степени мотивированности ребёнка: мы им сразу говорим, что у нас учебный план такой, который мы не можем не выполнить.

Патриотическое воспитание

Ещё одним нововведением этого года стало еженедельное поднятие Государственного флага России и исполнение Государственного гимна страны. Учителя отмечают, что это хорошая традиция, которую давно надо было ввести.

– В понедельник каждую неделю у нас чётко и строго по тем регламентам, которые установлены, проводится церемония поднятия флага и исполнения гимна. Дети воспринимают это очень хорошо и с интересом. Они с удовольствием слушают всё то, о чём мы говорили, они заинтересованы. Патриотическое воспитание имеет очень важное значение для формирования сознательного и ответственного гражданства своей страны. Если бы я так не считала, я бы не была учителем литературы. Очень не хочется, чтобы к этому аспекту патриотического воспитания стали относиться как к рутине, – говорит Тамара Семёновна. – После линейки у нас традиционно начинается классный час из цикла занятий «Разговоры о важном». Совсем недавно у нас состоялись разговоры о Константине Эдуардовиче Циолковском, о Дне пожилого человека…

В школе проводятся мастер-классы, классные часы на патриотическую тематику, где в том числе затрагиваются и современные общественные и политические процессы.

– Конечно, общественно-политическая жизнь отражается на материалах классных часов, на сценариях мероприятий, митингов, которые мы проводим.

Внешние процессы оказывают влияние и на образовательную программу. Так, 23 сентября 2022 года вступили в силу изменения, внесённые в Федеральный государственный образовательный стандарт старшей школы. В него впервые в качестве предметных результатов по истории на базовом и на углублённом уровне внесены знания о специальной военной операции.

– Если раньше нас ориентировали на то, чтобы мы в образовательной программе довели материал до 2014 года – до воссоединения с Крымом и Севастополем, до Сочинской Олимпиады, то сейчас в круг изучаемых тем внесены события сложного международного контекста 2022 года, геополитический кризис 2022 года и знания о специальной военной операции. За этим должны последовать изменения и в рабочие программы воспитания, в календарные планы воспитательной работы, – рассказывает директор школы № 33. – Во внеурочной работе эта тема не может не освещаться: школа всегда была, есть и будет одним из проводников государственной политики в сфере образования и воспитания.

– Конечно, дети задают вопросы о событиях в мире, – отмечает Тамара Семёновна. – Мы стараемся говорить обо всём через призму предмета. Например, я как учитель литературы говорю обо всех событиях с детьми через призму литературных произведений. Недавно с одиннадцатиклассниками мы проводили патриотическое мероприятие и читали «Русский дом». Мы вели серьёзную работу. Читая «Повесть о житии Александра Невского», мы говорим о поведении полководца и правителя, об обращении к Богу в сложные времена, рассуждаем, почему нам важно поставить памятник человеку, который ушёл из жизни в 1263 году. Или, например, обсуждая подвиг молодогвардейцев в произведении Александра Фадеева, мы не можем не затронуть историю о реабилитации Третьякевича – прототипа одного из героев «Молодой гвардии». Я считаю, что всё должно идти через предмет. Средствами наших учебных дисциплин «История», «Литература» очень легко реализовать поставленные задачи.

Как учитель учителю

В преддверии Дня учителя Сергей Жойкин и Тамара Русанова поздравляют всех педагогов с профессиональным праздником.

– Наша профессия очень сложная и многомерная, но она благородная и благодарная, и результат этой благодарности мы не должны ожидать сиюминутно. Это своеобразная инвестиция в будущее – в человека. Почему бывшие школьники становятся учителями? Люди приходят в профессию, следуя лучшим образцам педагогической деятельности, видя требовательных, увлечённых любимым делом, счастливых учителей. Ты понимаешь, что именно они привели тебя в профессию. И ты им благодарен. Так из поколения в поколения педагоги реализуют миссию служения благородному делу воспитания молодёжи, – говорит Сергей Жойкин.

– Прошёл первый месяц, когда я в школе без своих детей-выпускников. Они пишут, что скучают по школе. Это настолько приятно услышать учителю. Ты понимаешь, что ты принёс огромную пользу человеку, когда ты был нужен, – делится Тамара Русанова. – И мне очень хочется пожелать учителям благодарных учеников, которые впитывают все знания, которые видят в тебе друга, единомышленника, которые учатся вместе с тобой. Мне недавно моя ученица в ответ на вопрос «как дела?» ответила: «Наслаждаюсь учёбой!» И я понимаю, что она действительно наслаждается. А перед этим мне звонил ученик Георгий Воронов, он сейчас учится в СмолГУ. У него более девяноста баллов по русскому, сто по истории. Он мечтает стать учителем истории и говорит, что придёт обязательно работать в родную школу. Гоша рассказывает: «Вы даже не можете себе представить, я получаю такое удовольствие от учёбы!» И для учителя это самые важные слова! Ведь мы не только дали им знания, но и научили учиться, научили быть людьми. Искреннее общение с детьми – это то, что запоминается на всю жизнь. Этим живёт учитель, и вот такие сообщения придают мне здоровья, сил, бодрости! После таких слов хочется идти на работу и трудиться во благо новых поколений!

Фото: © из архива школы № 33 города Смоленска

Мария ЛЕДОВСКАЯ

Последние новости

Смоленская область: рост случаев ВИЧ-инфекции за год

Состояние здоровья населения требует внимания и профилактических мер.

В Смоленске открыта вакансия для водителя

Смоленский районный суд ищет кандидата на должность водителя.

Прием граждан в Смоленске

И.о. прокурора Смоленской области проведет встречу с жителями.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Кургане с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *