«У самых маленьких» Сафоновской школы-интерната
Сафоновская школа-интернат была построена в 1960 году. Её педагогический коллектив первым в СССР приступил к осуществлению на практике задачи воспитания детей от раннего, преддошкольного,
Сафоновская школа-интернат была построена в 1960 году. Её педагогический коллектив первым в СССР приступил к осуществлению на практике задачи воспитания детей от раннего, преддошкольного, возраста до получения ими среднего образования. Школа была самым крупным учебно-воспитательным учреждением такого типа. В течение десяти первых лет школы-интерната руководил ею незаурядный педагог Александр Ерофеевич Кондратенков. Много лет он сам учительствовал в сельской школе, кропотливо и вдумчиво занимался воспитанием детей и молодёжи. С 1951 по 1956 год работал директором Кобылкинской средней школы Хиславичского района, затем был назначен директором Сафоновской школы-интерната.
Педагогический коллектив данного учебно-воспитательного заведения был представлен заместителями директора по учебной части, по производственному обучению, по дошкольному воспитанию, завучем по иностранным языкам, старшими воспитателями, воспитателями ясельного отделения, детского сада и групп школы, учителями-предметниками, учителями младшей школы.
Что касается коллектива воспитанников, то, согласно отчёту о состоянии учебно-воспитательной работы Сафоновской школы-интерната, который сейчас хранится в музее учреждения, «в школе-интернате воспитывалось 885 детей и подростков, в том числе в яслях и саду – 165 и в школьном отделении – 720 воспитанников. В дошкольном отделении функционировало две группы яслей от 1,5 до 3 лет и пять групп детского сада от 3 до 7 лет. В школьном отделении имелось по одной группе 1–2-х классов, две группы 3-х классов, три группы 4-х классов и по две группы в каждом из 5–11-х классов».
Первый день в школе-интернате
Вот как вспоминает Александр Ерофеевич появление первых дошкольников в школе-интернате в своей книге «Коллектив отвечает за каждого» (здесь и далее приведены цитаты из этого издания 1967 года. – Прим. ред. ): «Кажется, всё готово. Расставлена мебель, развешаны картины, тщательно убран двор. Особое внимание обращено на обстановку для малышей. Это, пожалуй, самый ответственный участок. Сюда, в этот новый дом, приедут на днях 160 его будущих обитателей в возрасте от одного до шести лет. С них начнёт свою жизнь Сафоновская школа-интернат. Встреча малышей – дело ответственное. Учителя и воспитатели заранее готовились к этому важному событию. Они побывали в детских садах и яслях города Сафонова, ездили в Смоленск, внимательно присматривались, как работают люди в обжитых, популярных в области детских учреждениях. Вернувшись, горячо обсуждали, как лучше оборудовать спальни, игровые комнаты, зимние веранды, двор, как организовать работу с первого дня. Знакомились и с семьями, из которых должны были поступить воспитанники. Дело общее, работать придётся вместе. Комплексная школа-интернат – это не просто соседство двух или трёх детских учебно-воспитательных учреждений. Это единый организм, и единый педагогический коллектив должен провести здесь ребят через детство, отрочество и юность. Много нужно знать и уметь, чтобы справиться с этой задачей! День приёма первых питомцев был на редкость ярким и солнечным. Стояла ранняя весна, на газонах уже пробивалась первая зелень. Детей встречал весь коллектив работников школы-интерната, и каждый волновался. Малыши вступали в свои владения. После медицинского осмотра они подолгу плескались в ваннах, не спеша одевались, обедали и укладывались на дневной отдых. Мамы не торопились уезжать. Им хотелось подробнее побеседовать с воспитателями, больше рассказать о ребёнке, собственными глазами посмотреть, как он поведёт себя на новом месте: не закапризничает ли, не запросится ли домой. И только поздно вечером сотрудники городка остались одни. Они собрались в кабинете директора, чтобы подвести первые итоги. Как скоро малыши освоятся с новой обстановкой, хорошо ли будут себя чувствовать – всё это беспокоило каждого педагога и сотрудника городка не меньше, чем родителей. До полуночи не уходили из отделения свободные от дежурства медицинские сёстры и воспитатели. Здесь же были и педагоги школы. Собравшись группками в коридорах, методическом кабинете и в комнате заведующей, они тихо, вполголоса, делились впечатлениями, обсуждали первые итоги – успехи и промахи, намечали планы на завтра. Малейший, еле уловимый звук или даже шорох в спальнях настораживал каждого: не проснулся ли кто из малышей, не просит ли попить, удобно ли лежит в кроватке? Некоторые никак не могли удержаться от неодолимого желания ещё и ещё раз убедиться, всё ли благополучно в группе. Набросив халат, они бесшумно подходили к застеклённым дверям спальни и внимательно вглядывались в голубой полумрак ночного освещения…»
Нужно много внимания и заботы
Среди дошкольников Сафоновской школы-интерната были дети разных возрастов: и совсем ещё крошки, и те, кто через несколько месяцев сядет за ученическую парту. В отделении было семь групп, начиная со второй – раннего детства – и кончая подготовительной к школе. В работе каждой из них было много сложных проблем, много трудностей.
Дети, которым пошёл только второй год, были во многом беспомощны. Как отмечал А.Е. Кондратенков, «сутки в жизни такого ребёнка – это пятнадцатичасовой сон, а непродолжительное бодрствование почти сплошь занято переодеванием и умыванием, завтраком, обедом, полдником и ужином. Впрочем, так кажется только на первый взгляд. На деле же малыш – это уже довольно требовательный и очень быстро развивающийся человек. Он стремится как можно больше узнать, всё потрогать, всё посмотреть, а нередко и попробовать на вкус».
Необходимо отметить, что важнейшей заботой всех, кто работал с детьми такого возраста, являлись прежде всего охрана и укрепление их здоровья, создание таких условий, которые бы вызывали в детях бодрое, жизнерадостное настроение и активность. По мнению Александра Ерофеевича, «ограничиваться этим нельзя. Ребёнок в этом возрасте уже пробует свои силы, старается много ходить, стремится сам преодолевать те или иные препятствия, начинает бегать, учится бросать мяч. У малышей формируются первичные навыки самообслуживания, они учатся одеваться и есть, усваивают правила поведения в коллективе (тихо сидеть за столом, подчиняться требованиям взрослых, выполнять их поручения, не отнимать игрушек друг у друга). Дети не могут ещё долго играть вместе, но их контакты непрерывно расширяются, становятся более разнообразными, они подражают друг другу в игре, стремятся оказать помощь товарищу. Быстро развиваются у малышей зрительное и слуховое восприятие, формируются элементарные представления о предметах и их свойствах, идёт интенсивное накопление словарного запаса (от десяти слов у годовалого ребёнка до трёхсот у двухлетнего). К концу второго года они при выражении своих мыслей начинают пользоваться уже связными фразами, речь их становится основным средством общения со взрослыми, а речь воспитателя – средством регулирования поведения детей».
Таков, в общих чертах, воспитанник младшей группы. Также, с точки зрения А.Е. Кондратенкова, «нужно много внимания, заботы, педагогического такта, чтобы развивать жизненные силы малыша, направлять его развитие». Коллектив педагогов и медицинских работников школы-интерната, приступая к выполнению своих сложных обязанностей, внимательно изучал методическую литературу по вопросам преддошкольного и дошкольного воспитания. Заблаговременно был тщательно разработан и обсуждён план работы отделения на первый год, спланирована работа в группах по кварталам и полугодиям, продуман режим дня. Директор и педагогический коллектив школы-интерната всемерно использовали опыт работы детских садов и яслей района и области, но в то же время каждый педагог понимал, что школа имеет свои особенности, она располагает большими возможностями.
Фото: © предоставлено авторами
Преемственность и последовательность
Подчеркнём, что главными особенностями Сафоновской комплексной школы-интерната являлись общность целей и единство требований к детям у всех педагогов, занятых делом воспитания в дошкольном и школьном отделениях, возможность повседневного контакта их воспитанников.
Объединение яслей, сада и школы в одно целое обеспечивало непрерывность воспитательного воздействия на личность ребёнка в течение 15–18 лет, преемственность и последовательность воспитания детей на разных возрастных ступенях. При этом работа во всех звеньях комплекса организовывалась и направлялась единым педагогическим коллективом.
Необходимо отметить, что воспитатели, учителя, врачи, медицинские сёстры яслей, сада и школы являлись членами педагогического совета и уже в силу этого не могли не участвовать в обсуждении вопросов организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате в целом. Коллективный анализ состояния работы с детьми во всех отделениях, в том числе с детьми каждой возрастной группы, сближал сотрудников, воспитывал в них чувство ответственности, помогал найти наиболее целесообразные формы и методы практического решения задач преемственности в воспитании.
По воспоминаниям А.Е. Кондратенкова, «обсуждая первый план работы школы-интерната, мы видели, что общность задач педагогов дошкольного и школьного отделений позволяет целенаправленно организовать методическую работу. В условиях же, когда сад и школа не объединены в одно целое, методическая работа в каждом из них обычно не свободна от влияния обособленности и даже противоречий, так как связь между двумя коллективами педагогов не всегда носит характер тесного и целеустремлённого сотрудничества. В комплексной школе-интернате это исключено. Воспитатель детского сада может ежедневно наблюдать, как учится и ведёт себя его бывший питомец; весь педагогический коллектив комплекса отвечает за успех каждого воспитанника. Здесь налицо все условия для самого тесного сотрудничества педагогов школы и дошкольного отделения. При этом исходным началом их совместной работы является конкретный ребёнок, хорошо известный и тем, и другим».
Заглядывая несколько вперёд, одна из воспитательниц отделения ясли-сад В.Д. Юсова говорила на педагогическом совете накануне открытия городка: «Мои воспитанники только через два года переступят порог первого класса. Очень хотелось бы чаще встречаться с их будущей учительницей. Как это полезно – заранее всё продумать и учесть. У нас, дошкольных работников, не может быть большей радости, чем видеть, что наши питомцы отлично учатся в школе, что они трудолюбивы и любознательны. Нужно обеспечить постоянную и самую тесную связь учителей и воспитателей по всем вопросам методической работы...»
Так уже в первые дни жизни городка стало складываться сотрудничество педагогов. Обстановка подсказала необходимость создания методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольного отделения. Это объединение организовывало взаимопосещения занятий в саду и школе, анализировало наблюдения за развитием детей, разрабатывало меры по наиболее успешной подготовке воспитанников для перехода из группы в группу и в первый класс школы. Уже через год работы члены методического объединения определили необходимый минимум знаний, умений и навыков, который должен получить старший дошкольник до поступления в школу.
На заседаниях методического объединения ставились вопросы, связанные с задачами улучшения работы в той или иной группе детского сада, в том или ином начальном классе. А в последующие годы объединение уже решало такие задачи: «Состояние работы по эстетическому воспитанию детей во второй младшей группе», «Развитие творческого воображения у ребят среднего дошкольного возраста», «Развитие у детей ориентировки как средства подготовки их к школе», «Составление детьми задач в старшей группе детского сада и в I классе», «Значение экскурсий в расширении кругозора воспитанников детского сада», «Труд и психофизическое развитие детей», «Развитие математического мышления у дошкольников и учащихся I класса».
Единство всех звеньев
Естественно, учителей школы интересовало прежде всего, как подготовлены ребята дошкольного отделения к переходу в первый класс. Поэтому этим вопросам посвящались специальные конференции, проводимые два раза в год с участием всех педагогов и медицинских работников. На первой такой конференции (конец сентября – начало октября) обсуждался доклад учителей первого класса о результатах наблюдений за детьми в первые дни их пребывания в школе. На второй (конец мая) – сообщение руководителя методического объединения о состоянии воспитательной работы со старшими дошкольниками.
Методическое сотрудничество воспитателей и учителей всех отделений комплекса осуществлялось и в таких формах, как совместная разработка планов очередных занятий в группе и классе, беседы-консультации, обсуждение открытых занятий, общественный контроль за тем, как внедряется в практику передовой педагогический опыт.
Общешкольное методическое объединение помогало целенаправленно организовывать учебно-воспитательный процесс в целом, подсказывало пути повышения его эффективности. Специфические вопросы работы в дошкольных группах и в начальных классах обсуждались раздельно в двух секциях объединения.
Таким образом, единство всех звеньев комплекса позволяло полнее использовать знания и опыт каждого педагога школы в работе по развитию способностей воспитанников детского сада и в подготовке их к школе. Учителей, к которым со временем приходил дошкольник, не мог не интересовать вопрос о том, какие склонности он проявляет, не нужна ли помощь в развитии его способностей и дарований. Ведь Сафоновская комплексная школа-интернат создавалась как учебно-воспитательное учреждение, которое призвано было дать каждому ребёнку и подростку всестороннее развитие, а чем раньше и полнее проводилась работа с детьми в этом направлении, тем вероятнее был успех.
Отметим также и то, что учителя школы были постоянными посетителями дошкольного отделения, и каждый из них находил здесь для себя много интересной работы. Так, «учитель математики В.Д. Козлов обратил внимание на то, что воспитанник детского сада Боря Иванов хорошо строит здания разнообразных конструкций. С мальчиком стали проводить дополнительные занятия по развитию пространственного представления. Литератор Л.П. Столяров создал в детском саду группу любителей декламировать стихи. Преподаватель музыки и пения А.Н. Лупенков помогает в проведении занятий с солистами».
Продолжение следует.
Елена КОЖЕМЯКИНА, Николай СЕНЧЕНКОВ
Последние новости
Губернатор Смоленской области обсудил сотрудничество с Российским экспортным центром
Встреча состоялась накануне международного форума «Есть ли будущее у экспорта?»
Глобальные изменения в ЖКХ и здравоохранении Духовщинского района
Губернатор Смоленской области озвучил планы по модернизации.
Смоленск готов к зиме: уборка снега началась
Коммунальные службы Смоленска приступили к зимнему обслуживанию.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку