Вечная тема. Воспоминания сельской учительницы
Год педагога и наставника передал эстафету Году семьи. Но темы, связанные со школой, учителями, воспитателями, не иссякли.
Год педагога и наставника передал эстафету Году семьи. Но темы, связанные со школой, учителями, воспитателями, не иссякли. Наверное, они вечны, как вечна сама школа.
Недавно у нас в музее появились воспоминания ветерана педагогического труда Н.З. Казаковой – несколько рукописных листочков, датированных маем 2009 года. Учительницу Усвятской и Слойковской школ Надежду Захаровну Казакову хорошо знают в округе. Многие местные жители – её ученики или родители её учеников. В 2020 году Н.З. Казакова ушла из жизни. Но память о ней осталась. Остались в семье среди бумаг и записи, сделанные её рукой. По собственной инициативе или по чьей-то просьбе писала Надежда Захаровна свои заметки, не берёмся судить. Но в том, что они интересны и представляют собой некую краеведческую ценность, нет никаких сомнений. «История... История Усвятской школы... Звучит! А ведь я, хоть и маленькая, но все-таки частичка этой истории.Начиналось все так. В 1947 году я окончила Дорогобужскую среднюю школу (тогда в городе она была одна). Получила аттестат зрелости. С неплохими оценками. Но поехать учиться дальше не смогла: дома не было денег, не было хлеба, не было ничего. Нужно было искать работу. А где и как? И работа сама нашла меня. По рекомендации райкома комсомола меня взяли в Дорогобужскую редакцию радиовещания на должность литсотрудника. Работа не показалась мне трудной, я с ней быстро освоилась, даже нашла положительные стороны.
Нравилось мне бывать в командировках. Посещая колхозы, я всегда старалась заглянуть в школу, даже если не было задания. Притягивала меня школьная атмосфера. Я побывала в Болотовской, Каськовской, Озерищенской, Полибинской, Болдинской школах, а вот до Усвятской не добралась.
Так прошло почти два года. Но радиоредакцию упразднили, я осталась без работы. И на этот раз помог райком комсомола. К ним обратились работники РОНО с просьбой подыскать выпускницу средней школы для преподавательской работы. Заведующий РОНО предложил мне на выбор: немецкий язык в Прокудинской школе или русский язык в Усвятской. Мне больше хотелось немецкий. Но где это Прокудино? И как туда добираться? Лучше уж Усвятье: поближе – всего 12 километров от моей Фёдоровки. Да и литературу я любила, к тому времени училась заочно на втором курсе Московского библиотечного института. Расставаться с Дорогобужем не хотелось: три года там проучилась, почти два отработала, да и родная деревня рядом – в пяти верстах. Однако согласилась.
23 февраля 1949 года я стала учителем. Было страшно и поначалу трудно: не имела никакого опыта, не ладилось с дисциплиной, неустроенный быт…
За то, что я переборола трудности, страх, не сбежала и постепенно полюбила свою работу, следует благодарить первого моего директора Корнюшенкова Александра Артемовича, его жену Евдокию Гавриловну, завуча Русакова Михаила Ефремовича, да и всех учителей, которые отнеслись ко мне с большим пониманием и во всем старались помочь.
Школа собой представляла следующую картину. Два здания: в одном, приспособленном, но довольно большом, занимались учащиеся начальных классов. В главном, с высокими потолками, большими окнами, но почему-то немного темноватом, видимо, из-за внутренних перегородок, располагались старшие классы. Классных комнат все-таки не хватало (потому что были параллельные классы: 2 четвертых и 3 пятых), и первые два года моей работы мы занимались в две смены. Количество учащихся приближалось к тремстам. Это были дети войны, плохо одетые, кое-как обутые, не всегда сытые. Однако все они стремились к знаниям, из дальних деревень: Власово, Андреевское, Савино — в любую погоду, несмотря на мороз, пургу или слякоть шли в школу. Пропуски без уважительных причин были редкостью, и я не помню из тех далеких лет, чтобы кто-то бросил школу.
Первые послевоенные годы были трудными. Мы, классные руководители часто посещали своих учащихся на дому (за это с нас строго спрашивали). То, что мы видели в некоторых деревнях: Власово, Волково, Пески — не передается описанию. Страшная бедность, семьи многодетные, отцы погибли на войне, в домах холод, дрова — хворост, темно: нет керосина. Но никто не жаловался, дети оставались детьми, шутили, смеялись, играли, участвовали в художественной самодеятельности, помогали в работе колхозам: теребили лен, собирали картошку. Всех объединяла радость: войны нет, можно жить спокойно и свободно.
Коллектив учителей насчитывал около пятнадцати человек: кто-то окончил педучилище, кто Смоленский Учительский институт (был такой двухгодичный). Были и такие же, как я – «десятиклассники». Многие потом поступили на заочные отделения пединститутов. Жили мы дружно, помимо работы много внимания уделяли художественной самодеятельности, привлекая сельскую молодежь, принимали участие в различных смотрах. Как-то раз пешком ходили в Дорогобуж на районный смотр. Всю дорогу шутили, смеялись.
Я очень привыкла к школе, полюбила своих учеников, и меня уже не тянуло в Дорогобуж. Поэтому, когда через три года меня пригласили на работу в райком комсомола на должность заведующего пионерским и школьным отделом, я отказалась. Не могла расстаться со своими учениками.
Я с благодарностью вспоминаю своих первых питомцев, вместе с которыми росла и училась. Они давно разлетелись по всем уголкам страны. Прошло много лет, но я помню их всех поименно, помню их лица, и они, встречаясь со мной, никогда не проходят мимо. От кого-то приходят открытки, изредка, конечно, а кто-то, как Володя Капустин, мог из Риги приехать с цветами.
Смотрю на фотографию выпуска 1951-52 гг. и вспоминаю: это Витя Целиков, это Витя Казаков, вот Женя и Аня Квасенковы, Зоя Оторвина, Ваня Шеметов, Миша Ларин, Ваня Казаков... Все они нашли свое место в жизни.
Много у меня было классов, много учеников, два поколения: родители и их дети — прошли через мои руки. Ко всем я сохранила теплые чувства.
Усвятско-Слойковско-Усвятская школа сделала немало выпусков. Многие из наших выпускников избрали себе профессию учителя. С некоторыми из них я работала. Степанов Александр Ильич, Штатная Татьяна Михайловна, Терешкова Мария Павловна, Петухов Александр Сергеевич, Демьянова Людмила Сергеевна — это не только мои ученики, но и коллеги. И сейчас, как известно, в педколлективе Усвятской школы есть ее бывшие воспитанники. Есть среди выпускников школы врачи, инженеры, замечательные работники сельского хозяйства. Володя Солодков избрал профессию военного летчика, Витя Казаков, Валерий Куземин — офицеры, Ваня Казаков, Иван Васильевич, стал ученым-агрономом, профессором сельскохозяйственной академии, Володя Капустин — моряк дальнего плавания (я долго получала от него открытки из «загранки»).
Я не пишу о своих учениках последних лет (многие из них живут где-то здесь, по соседству) но пусть они знают: всех их я помню и люблю, желаю им всего доброго, лучшего.
В 1954 году образовался совхоз «Шульгинский». Ряды сельской интеллигенции пополнились за счет специалистов совхоза. Между нами завязалась дружба, но центром культурно-массовой работы по-прежнему оставалась школа, она же являлась и клубом для проведения собраний, концертов и прочего. Между двумя классными комнатами снималась фанерная перегородка, опускалась прямо на парты — и сцена готова, и зрительный зал на месте. Пой, танцуй, произноси речи...
Жизнь сильно изменилась к лучшему. Родители наших учащихся стали получать зарплату, в магазинах появились товары, в хозяйстве появилось несколько машин. Уже не было необходимости идти до Дорогобужа пешком: можно было подъехать на попутке. Вскоре даже школа получила машину для производственного обучения учащихся. Стали регулярно демонстрировать кино, даже дневные сеансы.
В 1956 или 1957 году Усвятскую школу реорганизовали в среднюю. Появились новые учителя, теперь уже с высшим образованием. Одни с опытом работы – они перешли из Семендяевской школы; другие прямо со студенческой скамьи. Я к этому времени тоже окончила Московский педагогический институт, в который перевелась с двух курсов библиотечного.
Молодые специалисты оживили наш коллектив, хотя он и был довольно живой. В школе появился свой баянист, учитель литературы Валуев Григорий Федорович. Не могу не сказать о молодой учительнице, выпускнице Ленинградского университета, Дине Андреевне Коротковой. Она организовала фотокружок (теперь это, конечно, обычное явление, а тогда для сельской школы было большой редкостью). Вместе с учащимися электрифицировала свою классную комнату. Теперь это странно звучит, но тогда свет только начали проводить, и был он поначалу лишь в учительской. Давала его не электростанция, а какая-то (не знаю, как называется) установка со слойковского крахмалопаточного завода. Это уже потом, и довольно скоро, «загудели, заиграли провода». Хочу добавить, что в начале 50-х колхозная деревня освещалась керосиновыми лампами, а то и «моргасиками», т.е. самодельными светильниками, коптилками. Керосин был в дефиците, учителям выдавалось, не помню точно, сколько, по-моему, три литра на месяц.
Средняя школа в Усвятье просуществовала недолго. В начале шестидесятых ее снова реорганизовали, но уже в восьмилетнюю, а с первого сентября 1964 года она стала начальной. Учащиеся и их учителя перебрались в Андреевскую (позже она стала называться Слойковской) восьмилетку.
В 1980 году в Усвятье было построено новое школьное здание, типовое, светлое, просторное, и опять началось переселение. Один год просуществовала Усвятская 8-летняя и получила, наконец, статус средней. В таком чине она здравствует и сейчас.
Из моих 80 лет полжизни отдано школам: Усвятской-Слойковской-Усвятской. История будет неполной, если не упомянуть учителей, прошедших вместе со мной этот путь. Я уже называла своих первых наставников, но с ними я работала недолго. А вот те, с кем связана вся моя школьная жизнь: Шамонов Иван Яковлевич, Селиванова Мария Артемовна, Старовойтова Нина Петровна, Клименкова Александра Денисовна, Дулина Фаина Ивановна, Антонов Георгий Павлович. Это старая гвардия. Сейчас никого из них нет в живых. Но они были, работали в этой школе, и я не могла о них не упомянуть. Хочу, чтобы и другие о них иногда вспоминали.
Вместе со мной работало много других учителей, это были замечательные люди, хорошие товарищи, хоть мало они поработали в данной школе, но оставили добрый след и в моей памяти, и в памяти школы. Это Минина Полина Павловна, Черножукова Мария Алексеевна, Даркина Валентина Ефимовна, Травкина Александра Сергеевна и много-много других.
И, конечно, заслуживает внимания коллектив, который трудится в настоящее время. Со многими из них меня связывают теплые, дружеские воспоминания. Чтобы никого не обидеть, я не называю имен. Пусть они сами расскажут о себе. А я пожелаю им счастья и добра».
Последние новости
Обновленная ядерная доктрина России: важные аспекты для Запада
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий призывает внимательно изучить новую редакцию Основ госполитики РФ в области ядерного сдерживания.
Смолянин добился отмены ареста на автомобиль через суд
Специалисты Центра защиты прав граждан помогли решить проблему с регистрацией автомобиля.
Прямая линия губернатора Смоленской области: что ожидать в 2023 году
Губернатор Василий Анохин ответит на вопросы жителей региона.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией