«Все смеются и плачут!» Спектакль-легенда на смоленской сцене
Пьеса Григория Горина «Поминальная молитва» много лет шла с большим успехом на сцене прославленного Ленкома и нашла новое сценическое воплощение в Смоленске.
Пьеса Григория Горина «Поминальная молитва» много лет шла с большим успехом на сцене прославленного Ленкома и нашла новое сценическое воплощение в Смоленске. На сцене областного Дворца культуры профсоюзов премьера прошла в постановке молодежной студии «Театральный квадрат». Режиссер Ирина Качалова.
Памятный снимок
Я держу в руках памятное фото, с которого смотрят мои студенческие друзья с филфака и физмата СмолГУ - Марина Овчинникова, Вова Молотов… Тогда, 15 лет назад, я знала, что они играют в молодежном театре, но с его создателем, театральным педагогом Ириной Петровной Качаловой, познакомилась только сейчас.
И тоже случайно! Благодаря художнику Елизавете Часнык. В конце марта Лиза впервые вышла на сцену вместе с актерами студии в спектакле «Поминальная молитва».
- На этом снимке - первый состав нашей студии, которая в будущем году отметит свое 20-летие, - рассказывает Ирина Качалова. - А начиналось все с «четверки отважных», горевших идеей создать театр - потому и «Квадрат». Меня в выборе названия подкупало то, что это фигура основательная и устойчивая. Да и сцена, как по Малевичу, напоминает черный квадрат, и никогда не знаешь, что тебя ждет в этом удивительном мире перевоплощения и фантазии... При этом, несмотря на то что мы любительский коллектив, законы театра одни. Для нас главное, чтобы зритель вместе с нами окунулся в тему, которая болит и волнует нас, плакал и смеялся вместе с нами.
Кто в ГИТИС, кто в МГУ
- Репертуар у нас разный, - продолжает Ирина Качалова… - Мы играем произведения как русских, так и зарубежных авторов. Первой премьерой нашего театра был веселый и жизнерадостный спектакль про озорных клоунов. Приключения Чуки и Геки очень тепло принимали наши маленькие зрители. Кстати, один из клоунов выбрал лицедейство своей профессией. Семен Почивалов поступил в ГИТИС на курс Александра Пороховщикова.
В первом же сезоне мы сыграли сложный спектакль о непростом выборе молодых людей своего жизненного пути «Эй, кто-нибудь!» Уильяма Сарояна и Теннесси Уильямса. В него «вплетались» и классическая музыка, и экспрессия, и стихи собственного сочинения ребят (в том числе поэта Павла Володина).
Мы не ставим себе задачу готовить ребят для поступления в театральные вузы. Наоборот, я отговариваю от поступления, объясняя, что это не профессия, а образ жизни 24/7. Но некоторые ребята (сейчас их уже больше двадцати) делают такой выбор, уезжая в Москву и Санкт-Петербург, и проходят конкурс в театральные вузы, где на одно место претендует до 400 человек. Это и Школа-студия МХАТ, и театральный институт имени Бориса Щукина, и Российский государственный институт сценических искусств, и Московский театральный колледж Олега Табакова. Одна девочка даже осваивает эту профессию в Монпелье во Франции. Не только актерская профессия привлекает ребят, но и все, что связано с театром и кино. Поступают и на продюсеров, театральных художников. Работают в ведущих театрах страны и даже номинированы на «Золотую Маску». А кто-то, наоборот, идет, например, на математику в МГУ… У нас все молодцы!
- А какие главные критерии для прихода в театр?
- Я никогда не устраиваю прослушиваний. Дело в том, что они предполагают, что человек должен что-то уметь, а я считаю, что сразу раскрыться у молодых людей не всегда получается, но это совсем не означает, что у них нет способностей. Главное - мы познаем с ребятами мир и самих себя, просто делаем это средствами театра.
Зачастую тихие ребята раскрываются на сцене.
- Расскажите, как ведется работа по созданию музыки, костюмов?
- Несмотря на то что мы детская студия, к работе над костюмами, музыкальным сопровождением мы подходим профессионально и, если есть возможность, сотрудничаем с костюмерами, художниками, звукорежиссерами. И чем больше у нас финансовых возможностей, тем выше уровень итогового результата.
«Пьеса «попала в меня и ребят»
«Поминальную молитву» публика впервые увидела 4 октября 1989 года на сцене московского театра имени Ленинского комсомола. Спектакль поставил Марк Захаров. Критики называли постановку «театральным чудом», ведь на одной сцене были Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер, Всеволод Ларионов, Евгений Леонов. В 1993 году создали телевизионную версию.
- Я никогда не думала, что буду ставить «Поминальную молитву», - признается Ирина Петровна. - Как минимум, потому что это очень возрастной и глубокий спектакль, требующий колоссального актерского напряжения. Я в очередной раз прочитала это произведение… оно «попало в меня». Есть такие темы, которые витают в воздухе, и тема пьесы не давала покоя, ее невозможно было не поставить. Мне было просто необходимо пройти с ребятами ту боль и радость одной семьи из маленького села начала прошлого века. Вечные темы на то и вечные, что не теряют своей актуальности и через века.
И в жанре, в котором написана пьеса «Поминальная молитва», как в жизни - и слезы, и смех рядом.
«Смех, а не слезы - вершина творчества»
Скрипка, народные танцы, остроумный язык, декорации в черно-белых цветах - спектакль начался как легкая комедия и перетек в драму. У молодых актеров отлично получилось передать мудрость пожилых людей, влюбить зрителей в культуру разных народов.
- Я так рада, что мои ученики прочувствовали эту пьесу, - добавляет собеседница. - Что рассказали со сцены о важности семейных отношений, которые надо беречь и ценить. И сделали это весело! Ведь плакать актерам всегда проще!..
- Почему?
- Потому что в театре все любят пострадать. Актерам кажется, что слезы - вершина творчества. При этом сделать искренне смешно (так, чтобы это не выглядело глупо) - сложнее. Театральный смех должен быть осмысленным. У ребят получилось. Им удалось и раскрыться, и создать партнерский актерский ансамбль.
После Горина - «Бременские музыканты»
- Следующий год у студии юбилейный. Какие творческие планы?
- Я не очень люблю что-то прогнозировать. Скажу так: после сложного спектакля обычно беру в работу легкий. Это такое «переключение». Так, после «Мамаши Кураж» Брехта поставила «Чиполлино». Возможно, в следующем сезоне наших зрителей ждут «Бременские музыканты».
А может случиться так, что спектакль выберет себя сам. Я не собиралась ставить «Ревизора», пока в «Квадрат» не пришел вылитый Хлестаков, и уж точно не готова была браться за «Гамлета», пока он у нас не появился… Правда, сейчас он постигает актерскую профессию в «Щуке». Так что не будем выставлять телегу впереди лошади, все решится само собой!
СКАЗАНО
Ксения Морозова:
- Я пришла в театр 7 лет назад. Какие эмоции дает мне сцена? Ощущение свободы! На ней можно быть кем хочешь, играть сотни жизней. Это очень воодушевляет! Что для меня значит «Поминальная молитва»? Скажу так: не важно, какой национальности перед тобой человек, главное - слушает ли он свою совесть. Именно она наш основной учитель. Этот спектакль - как раз про совесть - перед собой, семьей, народом…
Артем Менченков:
- Я играю в театре 1,5 года. Сюда меня привела одногруппница (учусь на режиссера в Смоленском институте искусств). Для меня сцена - это фонтан чувств. Еще она сравнима с прыжком в воду. Ты затаиваешь дыхание, готовишься, ныряешь и… через минуту всплываешь, а… спектакль уже сыгран. Все тут происходит в некоем тумане.
Арина Михайлова:
- В «Квадрат» я пришла три года назад. Почувствовала, что тут мое место. Театр дает мне чувство нужности, ощущение, что я делаю доброе дело. Про наш спектакль «Поминальная молитва» скажу словами песни: «Жизнь нам не зря дана, слезы не лей. Встань в строй, чтоб было легче петь да плясать».
Владимир Шашков:
- Я в студии 4 года. Игра на сцене - это невероятное чувство наслаждения, своего рода полет. Наш спектакль о том, что никогда не надо падать духом.
Дарья Полынина:
- В студию я пришла в 2018 году. Мне всегда было интересно, что стоит за красивой картинкой спектакля, которую видит зритель, захотелось почувствовать это на себе. Сцена помогает раскрыться и знакомит с потрясающими людьми: энергичными, стремительными, вдохновленными. В студии я нашла своих лучших друзей.
А спектакль «Поминальная молитва» еще сильнее нас всех сплотил, показав, что сила в любви: к сцене, партнерам, общему делу.
Дмитрий Гондоров:
- Я стал играть в студии с 2018 года. За это время пережил целый спектр эмоций: от «на что я подписался?» до ответов на свои внутренние вопросы-переживания. Театр учит ценить и беречь людей и время, уметь сосредотачиваться, быстро реагировать. Это сложно передать словами - в этом нужно побыть.
Елизавета Часнык:
- Я в «Квадрате» с ноября 2021 года из-за стремления лучше узнать себя через проживание разных состояний. Для меня театр - это мир чувств, возможность выразить все то, чему нет места в обычной жизни. «Поминальная молитва» - мой первый спектакль. Про эмоции во время выступления мне пока говорить трудно. Первый выход на сцену имеет флер неизвестности, ожиданий и опасений. Одного - недостаточно, чтобы разобраться.
Участие в «Поминальной молитве» - способ стать ближе к своим прародителям, лучше их понять. У одной из моих прапрабабушек было 13 детей, другая могла быть свидетелем событий, описанных в пьесе - она жила тогда практически в таком же месте. Мне близки дружба культур, бесконечный юмор в быту и философское отношение к жизни, которые описаны в «Молитве».
Фото Сергея ПОКРОВСКОГО.
Автор: Ольга Градова
Последние новости
Губернатор Смоленской области обсудил сотрудничество с Российским экспортным центром
Встреча состоялась накануне международного форума «Есть ли будущее у экспорта?»
Глобальные изменения в ЖКХ и здравоохранении Духовщинского района
Губернатор Смоленской области озвучил планы по модернизации.
Смоленск готов к зиме: уборка снега началась
Коммунальные службы Смоленска приступили к зимнему обслуживанию.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией