30-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации

2 декабря 2023 года в нашей стране отмечается государственный праздник - День Конституции Российской Федерации.

30-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации

2 декабря 2023 года в нашей стране отмечается государственный праздник - День Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой и закрепляет основы конституционного строя России, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Факты о Конституции России

30 лет назад был одобрен первый в истории России Основной закон, в работе над которым участвовали представители разных политических сил. Принятие Конституции России на референдуме 12 декабря 1993 года имело, как известно, драматичную предысторию. В 1990 -1993 годах борьба за новую Конституцию стала одним из главных сюжетов политической и общественной жизни России.

В июне 1990 года, сразу же после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, была создана Конституционная комиссия. Ее возглавил Борис Ельцин, занимавший тогда пост председателя Верховного Совета РСФСР. Секретарем Конституционной комиссии и ее фактическим руководителем стал Олег Румянцев, депутат от Каховского избирательного округа Москвы.

Формально в комиссию входили около сотни депутатов. Но реально над проектом Конституции работали человек 12-15, составлявших рабочую группу. «Мотором» комиссии был ее ответственный секретарь, Олег Румянцев. Вместе с ним над проектом активно работали еще несколько депутатов, в частности Виктор Шейнис, Юрий Рыжов, Борис Золотухин, Федор Шелов-Коведяев, Евгений Амбарцумов, Сергей Шахрай. Среди экспертов можно назвать Бориса Страшуна, Леонида Мамута, Владимира Лафитского. Задачей комиссии было на основе мирового опыта создать российскую конституционную модель.

К началу 1991 года первый вариант проекта был готов, но рабочая группа разделилась примерно пополам по вопросу о форме правления в России. Одни поддерживали вариант с президентской республикой по образцу США, где все правительство формировал бы президент - глава исполнительной власти и где исключались бы вотумы недоверия правительству со стороны парламента. Другие были за то, чтобы главную роль при назначении Правительства играло парламентское большинство. Эксперты склонялись к первому варианту, а часть депутатов из рабочей группы поддерживала второй. Когда проект был впервые опубликован многомиллионным тиражом в «Аргументах и фактах», он предусматривал выбор из этих двух моделей. Председатель комиссии Борис Ельцин не считал нужным принимать какие-то решения, очевидно полагая, что оптимальный вариант специалисты найдут сами.

В течение года рабочей группе действительно удалось выработать компромисс. Президент получал статус Главы государства, но назначать Председателя Правительства он мог только с согласия Государственной Думы. При этом палата получала право отправлять в отставку отдельных министров двумя третями голосов.

И внутри комиссии, и вне ее были те, кто критиковал работу комиссии с леворадикальных позиций. Член комиссии коммунист Юрий Слободкин постоянно упрекал комиссию в создании правовой базы капитализма. Дискуссии внутри комиссии проходили напряженно, но все же мирно, и находили отражение на страницах «Конституционного вестника», официального издания Верховного Совета. Весьма острые споры шли вокруг автономных республик, боровшихся за статус «суверенных государств», что вызывало серьезные опасения. Спорили и о статусе обеих палат. Руслан Хасбулатов предложил назвать верхнюю палату не Советом Федерации, а Сенатом. Но идея поддержки не получила.

Одновременно в 1990 - 1992 годах шел процесс внесения поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Работой над этими поправками руководили Михаил Митюков и Сергей Шахрай - тоже члены Конституционной комиссии.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа Президента и его команды - создание новой экономики и новой Конституции - стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять. Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам. По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, договориться о досрочных выборах - и парламентских, и президентских.

После чего Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место Председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов - как заместитель председателя комиссии.

В мае 1993 года Президент опубликовал свой проект Основного закона - довольно скороспелый, хотя и сохранявший основное содержание и структуру проекта. А в июне 1993 года Борис Ельцин созвал Конституционное совещание, главную роль в работе которого играл активный сторонник Президента Сергей Шахрай. Конституционная комиссия была включена в состав участников совещания. Но раскол уже проник и в депутатский корпус, и в комиссию, и даже в ее аппарат. Часть депутатов - Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Федор Шелов-Коведяев, Леонид Волков и другие - высказали готовность работать в рамках Конституционного совещания. Другие были категорически против.

Из проекта комиссии в окончательный вариант почти целиком перешли две первые главы - «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» - к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации. Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе. Впрочем, и главы 4 - 9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.

На очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но, вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок - на сей раз лишающих Президента основных полномочий.

Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре - октябре 1993 года, когда Президент своим Указом распустил Парламент.

После событий 3 - 4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что Президент не обязан получать согласие Государственной Думы на отставку Правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Еще записали, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.

Так появилась Конституция. Конечно, ее нельзя назвать результатом компромисса, устраивающего всех. Но все же это первая российская Конституция, над которой совместно работали представители различных политических и общественных сил, опиравшиеся на мировой конституционный опыт.

Три года действует обновленная Конституция Российской Федерации. Работа над конституционными изменениями шла в комитетах Госдумы, Совета Федерации, на площадке созданной Президентом Рабочей группы, в которую вошли в том числе представители всех парламентских фракций, ученые, политики, деятели науки, культуры, искусства, представители органов власти, общественных организаций.

Основная часть поправок к законопроекту была подготовлена на основе предложений Рабочей группы, которая рассмотрела более 1000 обращений граждан и организаций со всей страны. Дискуссии шли буквально над каждым словом. Задача стояла сложнейшая - ответить на вызовы сегодняшнего дня, не забыть, не упустить при этом ни одного поступившего в группу предложения. Но при этом, конечно, сохранить то, что закреплено в действующей Конституции.

Учитывая масштабность реформы, условием вступления в силу поправок стала поддержка граждан. 1 июля 2020 года состоялось общероссийское голосование, и с поддержкой 77,92% граждан 4 июля Президент подписал соответствующий Указ.

Всего было внесено 206 поправок. Часть из них направлена на обеспечение суверенитета РФ, в частности запрет на действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям.

Повысился уровень социальной защиты - в приоритете защита детей и семейных ценностей, обеспечение доступного образования, повышенный уровень гарантий в сфере здравоохранения для граждан, минимальный размер оплаты труда не меньше прожиточного минимума в целом по стране, индексация пенсий не реже одного раза в год, адресная социальная поддержка.

Еще один важный блок - формирование единой системы публичной власти и совершенствование системы сдержек и противовесов. Стало возможным создание федеральных территорий - особых публично-правовых образований, где осуществляется инновационное развитие, а организация публичной власти устанавливается специальным федеральным законом. Единство системы публичной власти означает согласованное действие различных уровней власти, как единого целого, во благо граждан, общества, государства.

Принятые три года назад конституционные нормы дали толчок обновлению системы федерального, регионального законодательства, муниципального нормотворчества. Все новые положения Конституции уже находят и продолжают находить раскрытие и в отраслевом законодательстве.


Последние новости

В Смоленской области проведут выборочную проверку доходов населения

Она поможет экспертам понять реальный уровень жизни и материальное положение семей Смоленск, 16 января .

Сколько получат пенсионеры – раскрыт размер дополнительной индексации выплат в феврале

Согласно данным Росстата, уровень инфляции за 2024 год в России составил 9,52% В январе инфляция составила 0,86%, в феврале — 0,68%, в марте — 0,39%, в апреле — 0,5%, в мае — 0,74%, в июне — 0,64%, в июле — 1,14%,

Губернатор Анохин связал будущее Смоленщины с развитием промышленности

Стратегия правительства — поддержать и максимально развить обрабатывающие производства Василий Анохин, отвечая на вопрос редакции SmolNarod, за счет чего более всего наполняется бюджет области, признал:

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Бердске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *