Из разговора с художником Александром Зориным
15.01.2023

Из разговора с художником Александром Зориным

Смоленский художник Александр ЗОРИН умеет удивить не только обычных зрителей, но и коллег.

Смоленский художник Александр ЗОРИН умеет удивить не только обычных зрителей, но и коллег. Каждая его выставка поражает мастерством автора быть разным: безусловно узнаваемым по почерку, но всегда новым, ищущим. А ещё рядом с его работами внутри экспозиционного пространства ощущаешь удивительную гармонию, словно сама душа настраивается на камертон негромких вибраций цвета и света…

Русский дух

Недавняя персональная выставка Александра Зорина в КВЦ имени Тенишевых «У времени в плену» не стала исключением. Около ста работ, исполненных в разных техниках, открыли для зрителей новые грани творческих исканий автора, научившегося выходить за рамки времени и пространства…

– Александр, ваша последняя выставка «У времени в плену»…

– Это слова из стихотворения Пастернака. На мой взгляд, очень точные строки, в чём-то перекликающиеся с моим творчеством, которое связано с деревней, Смоленском, историей, русским Севером и Сибирью.

– Деревенские пейзажи всегда занимали особое место в вашем творчестве…

– Да, я люблю деревню – у меня это связано с воспоминаниями детства. Все каникулы я проводил у бабушки: там были друзья, общение, игры, походы в лес за грибами-ягодами.

Я и сейчас стараюсь там бывать по возможности. Для меня это как место силы, где можно подпитаться энергией. Деревни как таковой уже давно нет, но некоторые дома сохранились, и люди туда периодически приезжают. Как на дачу, хотя 250 километров от Смоленска для дачи, конечно, далековато.

Там особая атмосфера: стены дышат, русская печка, где самая незамысловатая еда получается невероятно вкусной. И неописуемая красота вокруг: лес, речка. Зимой тоже интересно: много снега и тишина такая, что аж в ушах звенит. Там хорошо отдохнуть от городской суеты и поработать.

– А ещё я заметила, что на этой выставке было очень много изображений храмов…

– Живя в Смоленске, трудно обойти вниманием эту тему. Тем более что храмы у нас весьма необычные, в том числе и домонгольского периода.

Но вообще на выставке был не только Смоленск. Я много ездил по России. И есть много мест, где действительно русский дух и Русью пахнет. Например, в Архангельской области, в Каргополе, у меня было это ощущение, в Томске, в каких-то северных и сибирских деревнях.

Допустим, в Архангельской области очень интересная архитектура. Сохранились старые крестьянские дома – в некоторых до сих пор люди живут, в других музеи. И храмы деревянные – на меня это большое впечатление произвело.

Не всё вошло в экспозицию выставки – всё-таки пространство ограниченное. И тесновато было, на мой взгляд, – хотелось больше простора.

Под впечатлением

– Ваше умение удивлять зрителя каждой своей новой выставкой отмечают в том числе и многие ваши коллеги. Что это – постоянный творческий поиск?

– Да, необходимость найти форму, технику, чтобы выразить свои эмоции. И так для каждой новой работы, новых впечатлений. Что-то хочется писать более агрессивно, динамично, быстрыми линиями. А что-то, наоборот, полунамёками, в дымке.

Вот, например, работа «Молитва». Там сам смысл – в таинстве, поэтому и в мазках глубина, и в сюжете много символов: горящая свеча, образ Троицы… Я работал над этой серией в Новосибирске, где мы расписывали храм.

Там же я писал и совершенно другие по стилю работы. Например, река Обь огромная, и мне хотелось даже штрихом, его направлением показать всю её глубину и масштаб.

Что-то пишется быстро, под впечатлением, за час-полтора. А на какие-то работы может уйти и день, и два. Но в основном я стараюсь в один присест закончить – чтобы удержать впечатления, оставить эмоции на холсте. Это касается и этюдов, и студийных работ…

Вообще, новые впечатления, сильные эмоции всегда важны в работе художника. Как и окружение, которое тоже влияет на творчество. То есть те же самые пленэры, куда мы собираемся из разных городов, и все абсолютно разные. В этом-то и прелесть. Любую картинку каждый по-своему видит и пропускает через себя, находит свои цветовые и технические решения. И ты иногда какой-то приём берёшь себе на заметку.

Я на пленэре в Тамбове познакомился с удивительным живописцем Бато Дугаржаповым. Очень интересный художник, у него такие быстрые, живые работы. Возможно, его творчество и на меня повлияло: я стал по-другому работать – более смело, что ли.

– А вам интересны отзывы о ваших работах от обычных зрителей – не от художников?

– Безусловно. Я рад, когда кого-то затрагивают мои работы. И каждый находит в них что-то своё. На этой выставке кто-то даже посчитал всех кошек.

– Кошки – это ваш особый символ?

– Нет, ничего такого. Просто хочется добавить в пейзаж что-то живое – иначе работа застынет. И это не обязательно кошки – могут быть птицы или фигура человека. Такой небольшой акцент сделаешь, и сразу какое-то движение, действие, целую историю можно придумать.

Понятно, что в индустриальных пейзажах это уже не работает, там всё по-другому.

Другие ритмы

– Вообще, индустриальный пейзаж – особая тема…

– Я когда в первый раз попал на производство, увидел эти цеха огромные, металлические конструкции, паровозы, как всё дышит, работает, – меня это впечатлило. А тут ещё солнечный свет из окон попал на металл, и всё засверкало – просто что-то невообразимое!

Словом, меня это зацепило. И потом была целая серия больших поездок на заводы. Попали и на Липецкий металлургический – огромнейший комбинат, литейное производство. Для простого человека увидеть всё это – вспышки, полыхающие машины, переливающийся металл – просто невероятно.

Были индустриальные пленэры и здесь: в Смоленске, Ярцеве, Озёрном. Мой триптих с ярцевского завода был в Третьяковке на выставке «Время, вперёд!», где был отмечен дипломом за второе место.

Довелось и с военными поработать. И когда мы вживую увидели всю эту мощь – технику, самолёты, – мы с ребятами были в полном восторге. Потому что всё близко, а ещё порисовать можно и подойти, и полазить. Мы потом ещё и на ночные полёты остались – зрелище фантастическое! По телевизору это просто красиво, а вживую совсем другие ощущения.

Теперь хочу на Кузбасс попасть – там крупнейшие в мире шахты. Но наряду со всем этим остаются и деревня, и храмы, и Смоленск…

Литература тоже немалое влияние оказывает на творчество. Я недавно перечитал «Войну и мир» Толстого – совершенно по-другому воспринимаешь, совсем не так, как в школе. Мне даже захотелось некоторые эпизоды проиллюстрировать. На выставке были две моих работы по «Войне и миру».

Поражаюсь языку, которым написаны произведения Льва Толстого: он настолько образный, что сразу представляешь картинку. Сейчас я продолжаю делать эту серию работ. Может быть, будет что-то по Достоевскому, вообще по русской классике.

Возможно, через это я и к портрету приду. Может быть, к сюжетному портрету. Хотя пока не вижу себя портретистом…

– Александр, а вы помните, когда в первый раз ощутили себя художником?

– Даже когда я учился на отделении живописи в институте искусств, ещё не думал, что стану художником, буду вообще заниматься творчеством. А в 2003 году на пятом курсе мой преподаватель Владимир Михайлович Прудников вдруг предложил мне отнести одну из моих работ на выставку. Это были мои первые пастели.

Помню, как в Питере попал в Русский музей и увидел пастель. Автора уже не назову, но работы поразили меня цветом и своей воздушностью. И я там же купил пастель, приехал домой и начал пробовать себя в этой технике. Новый материал, что-то не получается, ищешь образы, приёмы – колоссальный труд. Форматы небольшие, но работ было очень много – наверное, сотни. Чтобы в итоге получилось несколько стоящих. И одна из них была на той первой выставке в Смоленске.

И вот там что-то произошло. Мне самому понравилось. Меня похвалили. И с тех пор я не пропустил ни одной областной выставки. И сейчас уже в полной мере ощущаю себя художником, поскольку занимаюсь исключительно творчеством и этим зарабатываю на жизнь…

Фото: Алёна ДРОЗДОВА и КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

Последние новости

Представителям студенческой молодежи Ярцевского района вручили премии

 25 января отмечается День Российского студенчества. Сегодня, по сложившейся традиции,

Представителям студенческой молодежи Ярцевского района вручили премии

25 января отмечается День Российского студенчества. Сегодня, по сложившейся традиции,

В Смоленске на улице Подлесной вспыхнул дачный дом

Пожар в дачном доме случился вечером 27 января в Смоленске на улице Подлесной.

Card image

Как обнаружить и предотвратить утечку газа

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *