Перенесение мощей преподобного Иова Почаевского
10 сентября по новому стилю (28 августа по старому) Церковь празднует перенесение мощей преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского.
10 сентября по новому стилю (28 августа по старому) Церковь празднует перенесение мощей преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского. Кроме того, еще два раза в году, православные отмечают праздники, связанные с жизнью этого святого: 10 ноября, день его преставления, и 19 мая (по новому стилю).
Будущий преподобный родился в 1551 году в Галиции, Покутской области в христианской семье Ивана и Агафьи Железо. В крещении он получил имя Иоанн и с детства стремился подражать подвигам святых, а в особенности – тезоименитого ему Иоанна Предтечи. Чтение духовно-богословской литературы и добродетельная жизнь родителей только способствовали тому, что в возрасте десяти лет Иоанн ушел в Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь, где игумен с братией радостно приняли его, несмотря на столь юный возраст. В монастыре отрок вел настолько духовную жизнь, что в возрасте 12 лет был пострижен в монахи с именем Иов в честь Иова Многострадального, а по достижении 30 лет стал иеромонахом.
Наслышанный о добродетелях преподобного, Константин, князь Острожский и Дубенский, упросил игумена Угорского монастыря отпустить Иова в Крестовоздвиженскую обитель города Дубно. Князь хотел через монастыри укрепить дух православия в своих землях в противовес влиянию католицизма, активным проводником которого в литовских землях был орден иезуитов, имевший огромное воздействие на польско-литовских князей и магнатов. Православные же обители служили надежным прибежищем православию, а Крестовоздвиженский монастырь еще и имел прекрасное географическое положение, так как Дубно в то время был одним из торгово-политических центров страны.
В скором времени Иов был избран игуменом монастыря и начал активную деятельность по его преобразованию, наставляя монахов на путь истинный и упорядочивая монашескую жизнь. Преподобный занимался просветительской деятельностью, при нём в типографии князя Константина первопечатником Иваном Фёдоровым была напечатана Острожская Библия – первая полная славянская Библия, выполнялись переводы трудов Отцов Церкви. Но через 20 лет излишнее благополучие обители и недовольство католиков и униатов его просветительской деятельностью заставили Иова около 1604 года перейти в окрестности Почаевской горы в поисках места для аскетических подвигов. Он поселился в пещере и изнурял своё тело постом. Но недолго смог святой подвизаться простым иноком – в скором времени его опять избрали игуменом постепенно складывающегося монастыря.
Значение преподобного Иова для Почаевской обители в чем-то схоже со значением преподобного Феодосия для обители Печерской. До Иова почаевские иноки подвизались согласно традиции пустынножительства, не образуя, в сущности, монастырь и не имея игумена. Преподобный Иов стал практически первым игуменом этого монастыря, преобразовав его в традиционный для Руси монастырь на монашеских принципах святителя Василия Великого и Студийского общежительного устава. Игумен сам заботился о прочном обеспечении средств на содержание монастыря, принимал участие практически во всех работах, сам копал пруды и сажал деревья.
Но в скором времени умерла благодетельница монастыря, княгиня Анна Гойская, которая заботилась о монахах и подарила им будущую Почаевскую икону Божией матери. Ее внук и наследник, Андрей Фирлей, каштелян Бельский, лютеранин по вероисповеданию, всячески притеснял монастырь, отобрав почти все земли, пожалованные княгиней Анной, включая участок, на котором располагался единственный колодец обители. Тогда преподобный Иов велел выкопать колодец прямо на Почаевской горе, хотя вероятность обнаружения там воды была почти нулевой. И – о чудо – вода была найдена уже на глубине 46 метров. Но Фирлей не успокоился на том, и со слугами вторгся в обитель, ограбил храм и увез Почаевскую икону к себе. Вернувшись, он велел своей жене одеть на себя священные одежды, взять в руки потир (чашу) и в таком виде хулить Богородицу и Ее икону. Но кара Господня настигла жену Фирлея – она тяжело заболела и выздоровела только тогда, когда Почаевская икона была возвращена в монастырь. А в 1647 году почаевским инокам удалось выиграть тяжбу о своих землях, и все отобранное ранее Фирлеем было возвращено монастырю.
Стараниями преподобного и в Почаевской обители была открыта типография, в которой увидели свет многие церковные книги, ранее недоступные православным тех земель. Незадолго до смерти игумена Иова монастырь был обнесен крепостной стеной. Через четверть века в 1675 г., когда пятидесятитысячный отряд турок и татар осаждал монастырь, именно на этой стене явилось чудесное предстательство монастырю и всем в нём укрывавшимся от вражеского набега Царицы Небесной с распростертым омофором в руках, небесными ангелами и сопровождавшим Её преподобным Иовом, умолявшем Богородицу: «да не предаст в неволю монастыря сего».
Но тяжбы и заботы о монастыре были лишь внешней стороной жизни святого, гораздо более важным делом для него была молитва, которую преподобный творил в глубокой пещере, удаляясь туда на недели. И до сих пор не каждый может пролезть в пещерку святого Иова, настолько узкой и крохотной она является.
Около 1651 года преподобный Иов почил в возрасте ста лет, за два года до того назначив себе преемника Досифея, будущего жизнеописателя преподобного. Где-то перед смертью святой принял великую схиму с именем Иоанн, но прославили его все же как Иова. В 1659 году 28 августа по старому стилю (10 сентября по новому) митрополит киевский Дионисий возглавил торжественное обретение мощей преподобного, после чего они были перенесены в Троицкую церковь монастыря.
В 1713 году Почаевский монастырь попал под власть униатов и вернулся к православным только в 1832 году, став Лаврой. Молитвами преподобного Почаевская Лавра пережила и две мировые войны, и гонения советского правительства, а теперь является крупнейшим монастырем Украины и ежегодно принимает тысячи паломников. Пример монашеского подвига преподобного Иова вдохновляет сотни, тысячи людей на начало иноческой жизни, своего собственного духовного подвига.
Последние новости
Ситуация с заболеваемостью в Смоленской области
Отсутствие вспышек гриппа и ОРВИ в регионе
Смоленск стал центром международного молодёжного форума информационных технологий
Участники форума обсудили будущее IT-отрасли в регионе.
В Смоленске обсудили подготовку к 80-летию Победы
Обсуждение мероприятий к важной дате прошло в региональном комитете.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку