Село Пигулино
15 / 2 июля (ст. ст.) – празднование в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1739).
15 / 2 июля (ст. ст.) – празднование в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1739). В 2022 году – 210 лет со времени закладки каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Пигулино Холм-Жирковского района.
Село Пигулино (Ахтырка) расположено в Холм-Жирковском районе (бывшем Бельском уезде), недалеко от границы с Вяземским районом, на речке Лужне (притоке р. Вязьмы).
Первое письменное упоминание о Пигулино относится к 1779 году, когда оно принадлежало Марии Петровне, вдове подпоручика Алексея Михайловича Коротнева. Усадебного дома на господской земле в то время не было.
В начале XIX века усадьбой в Пигулино (Ахтырке) владели дворяне Лыкошины, проживавшие на Смоленской земле с конца XVI века.
В 1805 году, при преосвященном Серафиме (Глаголевском), епископе Смоленском и Дорогобужском, помещик, надворный советник Богдан Михайлович Лыкошин подавал прошение в Священный Синод, с просьбой о строительстве в Пигулино каменного храма. Разрешение он получил. По сохранившемуся преданию, Богдан Михайлович долго не мог решить в честь какого святого или иконы назвать главный престол. В 1807 году он отправился в Ахтырку, небольшой уездный город в Харьковской губернии и привез оттуда образ Пресвятой Богородицы, точную копию чудотворной Ахтырской иконы, явленной 2 июля 1739 года. (1)
На небольшом пригорке, на левом берегу речки Лужни в 1812 году заложили холодный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Его теплые приделы построили во славу Сошествия Святого Духа на апостолов и во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В связи с нашествием французов, возведение храма приостановили.
Долгое время служба проводилась в приделах храма освященных в 1819 году, при преосвященном Иоасафе (Сретенском). В 1851 году все работы на храме завершили и освятили Ахтырский престол, на средства нового владельца усадьбы, капитана Дмитрия Ивановича Микулина, при преосвященном Тимофее (Вещезерове). В Пигулино из Москвы привезли и установили иконостас, иконы для которого выполнил живописец, иконописец Тимофей Егорович Мягков (1811-1865 гг.), выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Роспись по штукатурке в храме и притворе выполнил живописец Макарий Агафонович Зуев из Вязьмы. После Д.И. Микулина село перешло к его зятю, штаб-ротмистру Александру Николаевичу Тугаринову.
Еще в конце XIX века в ризнице храма хранились облачение, утварь и книги, пожертвованные семьями Лыкошиных, Нахимовых, Микулиных. После каждой воскресной и праздничной литургии перед Ахтырской иконой Божией Матери читалась особая молитва, и пелось величание святителям Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. Кроме престольных праздников, в приходе совершали празднование в честь икон Божией Матери: Скоропослушница, Иверской, Покрова и икон святых: святителя Николая чудотворца, апостола Андрея Первозванного, великомученицы Параскевы и мучеников Флора и Лавра. (2)
В 1901 году при преосвященном Петре (Другове) прихожане пожертвовали в Ахтырский храм колокол весом 103 пуда 4 фунта (около 1851 кг.; не сохранился), стоимостью 1650 рублей и металлические вызолоченные хоругви, стоимостью 130 рублей. В 1910 году, как и ныне, к югу от храма размещались деревянные дома священника и сторожа. (3)
В документах Вяземской уездной милиции за 1924 год сохранилась опись Ахтырского храма, составленная в 1919 году настоятелем протоиереем Михаилом Смирновым. В нем хранились: три серебряных вызолоченных чаши для причащения; две серебряных дарохранительницы; три больших Евангелия в переплетах с металлическими украшениями; три больших металлических напрестольных креста; шесть хоругвей; двадцать восемь подсвечников; пятьдесят восемь икон, некоторые в металлических окладах; шестнадцать священнических и шесть диаконских облачений; более двухсот книг богослужебного и духовного содержания; пять колоколов. (4)
На местном кладбище к западу от храма, на правом берегу речки Лужня, Лыкошиными в первой половине XIX века поставлена небольшая каменная часовня-усыпальница, сохранившаяся до нашего времени.
В середине XIX века в селе Пигулино - 35 дворов, в которых проживали 129 мужчин и 138 женщин.
В 1897 году – прихожан 951 мужского пола и 1011 женского. Служил священник Николай Васильевич Смирнов, 44 года, рукоположен в 1874 году, награжден камилавкой в 1896 году. Диакон – Симеон Иоаннович Львов, 51 год, учился в Духовной семинарии, рукоположен в 1886 году, на приходе с 1891 года.
С 1906 года при приходе имелась богадельня для призрения вдов и сирот духовного звания. В селе была земская школа с 60 учащимися и общежитием. Преподавала Елизавета Белкина, окончившая курс Смоленского епархиального женского училища. В деревне Петрокове – школа грамоты. (5)
В 1924 году в бывшем усадебном деревянном доме, при новой власти, разместили народный театр и почту. Впоследствии он пришел в запустение, и его разобрали.
Во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах в Ахтырском храме регулярно совершалось Богослужение. После освобождения села от немецких оккупантов в нем устроили колхозный склад. Прихожанам здание храма возвратили в конце сороковых годов прошлого века. Возобновлено Богослужение, и он больше не закрывался. Храм неоднократно посещали правящие архиереи.
Ахтырское приходское училище. Богдан Михайлович Лыкошин проявлял большую заботу о достойном образовании детей духовенства и решил устроить в селе приходское училище. 15 ноября 1820 года он обратился с прошением к преосвященному Иоасафу (Сретенскому), епископу Смоленскому и Дорогобужскому. В нем излагал, что он, как богатый и одинокий человек, может пожертвовать для открываемого училища полторы десятины земли около храма и новый «деревянный обширный дом, который снабжен …мебелью и всеми кухонными и столовыми принадлежностями и украшен десятью большими стенными картинами нравственного и религиозного содержания». Богдан Михайлович брал на себя содержание, до конца своей жизни, восьми бедных воспитанников. Он давал для училища топливо и назначал «для услуги трех крепостных человек: одного для приготовления пищи, другого для отправления собственно служительской должности и третьего, как человека знакомого с фельдшерским искусством, для ухода за больными». В декабре 1820 года владыка Иоасаф направил ходатайство в Священный Синод «об открытии на прописанных условиях приходского училища в селе Ахтырке и о принятии его в число штатных училищ». В феврале 1821 года такое разрешение получили. Решением от 1 октября того же года Смоленского Семинарского Правления в присутствии ректора Смоленской семинарии архимандрита Сильвестра (Цветкова) училище в Пигулино (Ахтырке) открыли. В делах Семинарского Правления хранился план дома, вместимостью на сорок человек. Кроме классов, помещений для учеников, в нем были предусмотрены и комнаты для учителей. Отдельно находились: кухня, кладовая, сараи, погреб, хозяйственный двор и баня. Смотрителем училища и учителем 2 класса утвердили настоятеля Ахтырского храма иерея Николая Соколова, окончившего Смоленскую семинарию в 1819 году. В 1826 году, за ревностную службу на ниве образования, при преосвященном Иосифе (Величковском), его возвели в сан протоиерея. Учителем 1 класса назначили второго священника Ахтырского храма Михаила Розова, окончившего Смоленскую семинарию и рукоположенного в 1821 году. По собственному прошению в 1825 году его перевели в соборный храм города Ельни. На его место в том же году вторым священником и учителем назначили выпускника Смоленской семинарии Иоанна Белявского, в 1833 году перемещенного на новое место. В храме и училище его заменил воспитанник Смоленской семинарии Михаил Орлов. В 1830 году при обозрении епархии Ахтырское училище посетил владыка Иосиф (Величковский). Кроме Богдана Михайловича Лыкошина, «усердно пекущегося о состоянии училища», на встрече присутствовали - протоиерей Николай Соколов, смотритель епархиальных училищ и протоиерей Троицкий, ректор Вяземского духовного училища.
На публичные испытания (экзамены) Богдан Михайлович часто приглашал помещиков из соседних сел, располагая их к пожертвованиям в пользу бедных учеников. В разные годы число учеников в Ахтырском училище колебалось от 25 до 34 человек. По окончании обучения их переводили в Вяземское духовное училище. В 1836 году распоряжением Комиссии духовных училищ Ахтырское училище обследовал ректор Семинарии архимандрит Поликарп (Радкевич) и в 1837 году его закрыли. Учащихся перевели в город Вязьму. Туда же перевезли все имущество, библиотеку и архив. В учебном корпусе открыли приходскую школу под руководством протоиерея Николая Соколова. За безупречную пятнадцатилетнюю службу ему благословили пользоваться полтора десятинами бывшей училищной земли. Ахтырское духовное училище оказало большую помощь духовенству в воспитании детей не только Бельского уезда, но и других местностей, прилегающих к нему. К сожалению, переменившиеся обстоятельства жизни попечителя училища, Богдана Михайловича Лыкошина, продажа его имения в конце 1830 годов не дали возможности к более продолжительному существованию этого благодетельного учреждения. Ахтырское приходское училище за короткий период своего существования (1821-1837) принесло большую пользу не только учащимся, но и духовенству Бельского, Вяземского, Гжатского, Сычевского и Юхновского уездов. (6)
Примечания:
1. В Пигулинском храме хранилась Ахтырская икона Божией Матери, в серебряной, позлащенной ризе. На ее обратной стороне была надпись: «Принесена сия икона мною из г. Ахтырки в 1807 году. Получил сию икону в благословение от покойного моего родителя, при его кончине, в 1809 году июня 10 дня. Сделана риза на сию икону в Санкт-Петербурге 1816 года июля 27 дня от укладу и усердия рабов Божиих: Евфросинии, Дарии, Анастасии, Елизаветы, Софии и Василия. Поминай, Мати Божия, имена сия во святых Твоих к Богу молитвах. Грешный Василий Лыкошин». Из описания села священником Николаем Соколовым сказано, что имя Василий носил ктитор храма. Богданом же он звался, как первый старший сын у отца. / Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Вып. 1. Бельский уезд. Смоленск, 1915. С. 216-217.
2. Редков, С. 218.
3. СЕВ (Смоленские епархиальные ведомости). №1. Смоленск, 1901. С. 79.
4. ГАСО, филиал г. Вязьма. Ф.739. Д. 22. Св.3. Л. 39. 1924 г.
5. Адрес-календарь Смоленской епархии, с церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 116.
6. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Смоленск, 1892. С. 249-256. // Редков. С. 221-222. // Архимандрит Сильвестр (Цветков) - настоятель Смоленского Авраамиева монастыря, ректор Семинарии в 1817-1821 гг., переведен из Смоленского Троицкого монастыря. В декабре 1821 г. хиротонисан в викария Новгородской епархии. / Поликарп (Радкевич) – настоятель Авраамиева монастыря, ректор Семинарии в 1836-1848 гг., переведен в Смоленск из Могилевского Братского монастыря. С 1848 г. в Афинах, при посольстве; 5 июля 1853 г. хиротонисан в епископа Одесского. / Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 594.
Иеромонах Даниил (Сычев)
Последние новости
Смоленская область: рост случаев ВИЧ-инфекции за год
Состояние здоровья населения требует внимания и профилактических мер.
В Смоленске открыта вакансия для водителя
Смоленский районный суд ищет кандидата на должность водителя.
Прием граждан в Смоленске
И.о. прокурора Смоленской области проведет встречу с жителями.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований