12.11.2023

Слово митрополита Исидора в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск.

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск. 12 ноября 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы вновь слышим евангельскую историю про исцеление Гадаринского бесноватого (см. Лк. 8, 26-39) . В прошлое воскресенье мы слышали притчу о богаче и Лазаре. И неоднократно Святая Церковь в течение всего богослужебного года предлагает нам, как будто бы одно и то же, но не бывает духовной жизни одно и то же. Каждый раз, открывая Святое Евангелие, мы постигаем новые, спасительные для нас мысли. Поскольку мы с вами находимся в динамичном духовном пространстве, то такого не бывает, чтобы теми же глазами или теми же ушами воспринимали бы эти глубокие смыслы Священного Писания – вчера мы были другими, чем сегодня.

Это следует нам ясно осознавать на пути нашего духовного делания. И то, что вчера нам было непонятно в том или ином месте Священного Писания, сегодня, благодаря Божией благодати и нашему соработничеству Богу, Господь открывает нам тот или иной новый смысл. Сколько бы мы с вами ни читали Евангелие, оно всегда будет интересно для нашего человеческого духа, оно всегда будет предлагать иные духовные плоды, которые нам всё время будет хотеться употреблять. И мы, насыщаясь этими плодами, вновь и вновь будем стремиться к тому, чтобы открыть Священное Писание. Поэтому так важно, дорогие мои, чтобы мы ежедневно жили в пространстве осмысления Священного Писания.

Сегодня Святая Церковь вновь предлагает нам евангельское событие беседы Спасителя с гадаринским бесноватым и жителями этого города. Это чтение открывает нам новые смыслы в постижении нашей веры. В прошлое воскресенье мы с вами осмысляли слова Спасителя о том, что если и мёртвые людям неверующим и не желающим видеть Бога явятся, то это не будет доказательством духовной жизни (см. Лк. 16, 19-31 ). А сегодня Сам Господь приходит к язычникам в Гадаринскую страну, и они отвергают Его. Были причины к тому, чтобы им отвергать Бога, но прежде мы обращаем внимание на этого бесноватого человека. Все три евангелиста: Матфей, Марк и Лука согласно повествуют нам об этом событии. Матфей лишь говорит о том, что было два бесноватых, но это не противоречит никоим образом, что евангелист Лука обращает внимание только на одного.

И это событие исцеления бесноватого – одержимого легионом бесов человека, является для нас показателем того, что жизнь без веры является поводом к тому, что злые силы овладевают нашей душой и захватывают пространство нашей жизни. Это бывает не только с одним человеком, это бывает с целой семьёй, которая живёт без веры. Иногда приходится наблюдать верующему сердцу великую трагедию, которая происходит в данной семье, в которой нет даже упоминания о Боге, нет никаких ориентиров, которые бы возвышали эту семью над обстоятельствами внешней жизни. Иногда мы бываем свидетелями продолжающейся катастрофы, в том числе до физической гибели того или иного члена семьи, до какого-то страшного преступления, до посадки в тюрьму и всякие иные трагедии. Так бывает, к сожалению, в целом обществе, в целых странах. Там, где нет упоминания о Боге, там, где нет духовно-нравственных ценностей, а значит и нет традиций, то общество погибает. И сколько человеческая история знает этих гибелей цивилизаций, происходивших из-за отсутствия в жизни тех людей Личности Бога. И там, где нет Бога – там разрушения. Это главная аксиома духовной жизни человека и общества в целом.

Поэтому, дорогие мои, здесь мы видим, как об этом говорит евангелист Лука, как Господь переплывает Галилейское озеро, Он умирил бурю, идёт по волнам навстречу Петру, утопающему в водах. В этой 8 главе Евангелия от Луки мы видим, как Он укрепляет веру учеников на этом озере, и они приплывают в Гадаринскую страну, где вообще о Боге ничего не знают, поскольку это языческая страна. И там нет ничего такого, чтобы напоминало им о Боге.

Как часто в нашей жизни, дорогие мои, мы можем сравнивать эту Гадаринскую страну с нашим образом жизни, с тем, как живём мы. Те люди занимались выращиванием свиней, они выживали в трудных жизненных обстоятельствах того времени, и они никоим образом не обращали внимания на этого Гадаринского бесноватого, который создавал им только проблемы, набрасывался на людей, его невозможно было усмирить, он был самим олицетворением зла. Но когда Господь наступил на эту языческую землю Своими Божественными стопами, тогда всё духовное содрогнулось в том пространстве жизни, тогда и бесы обнаружили своё присутствие в этом бесноватом – он разрывал цепи, никто его не мог усмирить. И исповедание этих бесов устами Гадаринского бесноватого: «… что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28) – это есть свидетельство того, что злые силы себя не обнаруживают до известных поводов.

Обратим внимание, что вера в Бога является не только силой, укрепляющей и освещающей человека. Присутствие Божие – это та сила, которая обнаруживает неправду, которая освещает всё пространство так, что в нём, в этом пространстве, видно само явление зла. И так бывает, дорогие мои, что там, где вера в Бога, там видно беззаконие, там, где нет веры в Бога, там и беззаконие не видно, там всё считается хорошо. И жители этой Гадаринской страны в Десятиградии жили в относительном благополучии, их не интересовали нравственные ценности, перед ними никто не ставил никаких духовных задач самосовершенствования. Они просто жили по волнам житейского моря, как это делаем и мы, дорогие мои, когда нам трудно совершать духовный подвиг. Мы как те Гадаринские бесноватые удаляемся от Бога, мы на время забываем Святую Церковь, нам не хочется совершать молитвы, нам ничего не хочется выполнять того, что заставляет нас делать себя лучше. И тогда мы расслабляемся, тогда мы становимся подобно этим непонимающим, иногда бесноватым людям, мы подвергаем себя влиянию антологического зла.

Задумывался ли Господь о том, что Ему следует выбрать – благополучие граждан, которые так берегли это своё свиное стадо или исцелить человека, каждого человека. И как в словах о добром пастыре, Господь наш Иисус Христос говорит, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец пасущихся для того, чтобы спасти одну погибающую (см. Мф. 18, 12-13). Так и в данном случае Господь не бережёт внешнее благополучие этих нерелигиозных людей, Он спасает человека от погибели, в этом миссия Христа Спасителя.

Так бывает, дорогие мои, в нашей жизни, когда Божие испытание не бережёт нашу жизнь, когда Божие испытание стремится к чему-то более совершенному, высокому – спасению наших душ. Когда бывают испытания в личной нашей жизни, в семейной жизни, когда Отечество наше испытывает угрозу с внешней стороны, мы должны это воспринимать как Божий знак к тому, чтобы присмотреться к своему образу жизни, пересмотреть ту личную систему ценностей, которая иногда совершенно не совпадает с ценностями Бога. И когда испытания над нашей страной, мы должны все припоясаться и вооружиться Божией правдой для того, чтобы через напряжение личных дел, через то проделание, через исполнение нравственных законов, нам самим быть готовыми к этим Божиим испытаниям.

Вот жители Гадаринской страны не желали этого, они не желали того, чтобы быть испытанными Богом: «И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился» (Лк. 8, 35-37) .

Что может быть страшнее, дорогие мои, чем тогда, когда мы Бога просим удалиться из наших пределов? Ничего страшнее нет. Поэтому мы не должны вступать в сделку с совестью нашей, мы не должны потакать нашей с вами безнравственности, мы не должны удалять Бога из нашей жизни, даже если нам будет от этого хуже, мы должны принять промысл Божий в нашу жизнь, мы должны подчиниться этим тяжёлым испытаниям. Как говорит Господь: «…кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38) . Мы должны понять, что иной формы нашего бытия в этом мире нет, кроме чем самоотвержения. Всё, что не связано с самоотвержением и любовью, всё является погибелью в нашей жизни – это законы бытия нашего падшего мира.

Поэтому не будем отвергать эти Божии законы, будем стремиться мужественно преодолевать любые испытания в нашей жизни, видя в этих испытаниях повод к нашей сердечной молитве, повод к покаянию, повод к тому, чтобы нам духовно мобилизовываться, чтобы нам быть всегда готовыми к Божиему призыву.

Пусть эта евангельская история послужит нам назиданием, что мы всегда должны духовно бодрствовать, мы всегда должны стремиться к тому, чтобы Господь был в нашей жизни, что одно и то же. Поэтому наши сердечные молитвы с просьбой простить наши грехи, наши сердечные воздыхания о семьях наших, наша просьба к Богу водворить мир в наше Отечество – пусть всё это будет предметом нашего духовного напряжения, наших усилий ради того, чтобы и мы с вами, окружающие нас люди и в целом наше богоспасаемое Отечество, благодаря этим молитвам укреплялось бы духовно и получало духовное развитие для нас и для подрастающего поколения, которому жить в нашей стране. Если мы не будем молиться за Отечество наше, если мы не будем над собой работать, то и нам оставить нечего этому подрастающему поколению, тогда и страны самой не будет, если мы перестанем молиться Богу.

Поэтому в наших сердечных воздыханиях, в нашем добром житии, подтвердим нашу искреннюю любовь к Богу, подтвердим нашу любовь к ближним и к Отечеству нашему. И пусть Господь нелицеприятный, но любящий всякого человека, послужит нам тем главным ориентиром в нашей жизни, без которого нам невозможно жить и спастись.

Аминь.

Последние новости

В Смоленск в рамках рабочего визита прибыл депутат Госдумы от партии СРЗП Федот Тумусов

3 мая в Смоленск в рамках рабочего визита прибыл депутат Государственной Думы РФ от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Федот Тумусов .

Пенсионерам должен быть сохранен прожиточный минимум при обращении взыскания на доходы

  В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.05.

Спрос на продукты для шашлыка растет на фоне снижения общих продаж мяса

Фото: Евгения ГУСЕВА. Спрос на продукты для шашлыка этой весной растет даже на фоне снижения общих продаж мяса и птицы, о чем свидетельствует статистика аналитического сервиса Продажи.рф.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *