Священномученик Ириней, епископ Лионский
5 сентября по новому стилю (23 августа по старому) Церковь отмечает память священномученика Иринея, епископа Лионского.
5 сентября по новому стилю (23 августа по старому) Церковь отмечает память священномученика Иринея, епископа Лионского. Святой Ириней был ведущим богословом и апологетом своего времени, значение его для христианской Церкви II в. можно сравнивать со значением святого Афанасия Великого для христианской церкви IV в. И тот и другой являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против еретических учений своего времени: святой Ириней – против гностицизма, а святой Афанасий – против арианства.
Будущий священномученик родился в 130 году н.э. в городе Смирне, Малая Азия. Он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, считавшиеся необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский. Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину.
В это время в Лугдуне было поднято жестокое гонение на христиан со стороны язычников, и святой Ириней явил себя мужественным защитником христиан и твердым столпом Церкви. В 177 году он был послан от имени священников Лиона с посланием в Рим к папе Елевферию, котором упоминалось распространение ереси монтанизма. Во время его отсутствия Пофин и многие другие христиане были казнены или брошены в тюрьму. Вернувшись, святой Ириней был избран епископом Лугдуна через год после мученической кончины своего предшественника.
Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», другое название: «Пять книг против ересей». В то время возникло множество религиозно-философских гностических учений. Гностики (от греческого слова «гнозис» – «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий – лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд эонов (сил) и мир сотворен не самим Богом, а этими силами. Святой Ириней решительно боролся против этой и других ересей в своих сочинениях.
Святитель также отстаивал четверовидность Евангелий, так как в это время появилось множество других книг, именующихся «евангелиями», но ничего общего с Новым Заветом не имеющих.
Не только гностики тревожили христианский мир того времени. Ересь Маркиона отрицала единство существа Бога и утверждала существование двух богов – наказывающего и милующего, выразившееся в противоречии двух Откровений – Ветхого и Нового Заветов. Святой Ириней опровергал и это лжеучение, утверждая, что Бог премудр, обладает способностью решать и творить правосудие, поэтому не может быть разделен сам в себе на две противоположные сущности, не может противоречить сам себе. А разница между Ветхим и Новым Заветами обусловлена не противоречиями Бога, а отпавшей необходимостью во внешней стороне Моисеева закона. Нравственная же сторона и в Ветхом, и в Новом Заветах едина.
Святитель отстаивал и идею апостольской преемственности христианских епископов, так как гностики зачастую утверждали о неком «тайном учении», полученном от Иисуса Христа. Апостольская преемственность епископов опровергала эти идеи, ибо среди епископов того времени не было гностиков. «Церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде», – пишет святой Ириней в труде «Против ересей».
К сожалению, большинство сочинений Иринея Лионского не сохранились в полном объёме. Из них известны по отрывкам и упоминаниям у древних историков «Послание к Флорину о единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла»; «Об осмерице» – о первых восьми эонах (силах), которые еретик Валентин признавал источником всего сущего; «Послание к папе Виктору», по поводу ереси валентиниан; «Послание папе Валентину о времени празднования Пасхи»; «Против эллинов»; «О познании»; «Изложение проповеди апостольской» (главных пунктов христианской веры); «Книга разных рассуждений».
Так поучая и наставляя всех, святой Ириней спас многих от языческого и еретического заблуждения; многих христиан наставил он на пусть спасения, а других укрепил к мученическому подвигу. Наконец, и сам пострадал за имя Христово в царствование императора Септимия Севера, будучи усечен во главу в 202 году и воспринял, таким образом, еще и мученический венец. Его предполагаемая гробница в Лионе была разорена гугенотами в 1562 году. Однако в местном католическом храме по-прежнему указывают на ковчег с частицами мощей Лионских мучеников, в котором хранятся и мощи святителя.
Памятуя исключительную роль священномученика Иринея в распространении и очищении от ересей православия, в честь него был назван православный Центр Религиоведческих Исследований, занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов.
Последние новости
Ситуация с заболеваемостью в Смоленской области
Отсутствие вспышек гриппа и ОРВИ в регионе
Смоленск стал центром международного молодёжного форума информационных технологий
Участники форума обсудили будущее IT-отрасли в регионе.
В Смоленске обсудили подготовку к 80-летию Победы
Обсуждение мероприятий к важной дате прошло в региональном комитете.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований