120 кг абсолютной поэзии. К 60-летию смоленского поэта-трансреалиста Александра Голубева

Это был самый «крупный» стихотворец своего времени: вес - 120 кг, рост - 190 см.

Это был самый «крупный» стихотворец своего времени: вес - 120 кг, рост - 190 см. Из тех, кого называют «матерый человечище», - высокорослый красавец был талантлив во всем.

Родился Голубев 13 января 1961 года в Смоленске в семье военного и учительницы. Первый писательский опыт осуществил в четырехлетнем возрасте. С отличием окончил в Смоленске престижную школу с математическим уклоном.

В молодые годы играл в футбол на уровне городских соревнований. В институте был в гуще студенческой жизни. Работал в комсомоле. Убежденный демократ, твердо верил в победу коммунизма. При этом был отъявленным оппортунистом, воспринимая коммунистические идеи в духе Томмазо Кампанеллы и Ивана Ефремова. Играл на гитаре, сочинял песни. Слушал запрещенный рок. На пике карьеры он, ответственный комсомольский работник, сделал судьбоносный шаг влево и связал свою жизнь с андеграундом. Здесь его творческий потенциал развернулся наряду с талантом организатора.

В конце 80-х в провинциальном Смоленске вокруг его харизматичной личности сплотилась творческая ячейка единомышленников. По инициативе Голубева здесь было создано международное арт-объединение «КЭПНОС» (Германия - Россия - Украина - Эстония). Проводились концерты, выставки и вечера неофициального искусства. Наладилась связь с Москвой, Питером и другими центрами творческой активности.

Голубев становится одним из учредителей Всероссийского гуманитарного фонда имени Пушкина и возглавляет его смоленское отделение. Благодаря его незаурядным организаторским способностям в Смоленске проводятся два грандиозных по тем временам международных фестиваля современного искусства - «Арт-бдения-91» и «Артбдения-92». В них принимали участие Дмитрий Пригов, Нина Искренко, Юрий Арабов, Иван Жданов, Сергей Летов, Света Литвак, Игорь Яркевич, Герман Лукомников, Ры Никонова - всего более 300 литераторов, художников, музыкантов из 30 стран.

При жизни у Голубева вышли одна книга - «Стихи разных лет» (1993) и самиздатовская брошюра «По направлению от Ивана» (1999) под псевдонимом Серафим Шерстерылый. При этом он имел учеников и последователей в России, Белоруссии, Эстонии. В ноябре 1992 года на «Радио России» и «Эхе Москвы» состоялись передачи, посвященные творчеству этого поэта. С 1993 года Александр Голубев руководил Смоленской областной организацией Союза литераторов России. В 1994 году его книга «Стихи разных лет» выдвигалась на соискание Государственной премии России.

Погиб он в результате бытового несчастного случая 9 апреля 2006 года. Похоронен в деревне Лубня Смоленского района Смоленской области.

На 10-летие смерти поэта в «Независимой газете» вышла статья с подзаголовком «Смоленский поэт Александр Голубев как 120 килограммов трансреализма».

СКАЗАНО:   

Яна Двоенко, искусствовед, член Смоленской организации Творческого союза художников России:

- Впервые об Александре Голубеве я узнала пару лет назад, когда начала собирать смоленский архив современного искусства. Необходимо было документировать хронику событий, происходивших в 80 - 90-е годы, и я брала интервью у непосредственных участников процесса. В коллективном сознании смоленской неофициальной культуры Голубев не просто единомышленник и самостоятельная творческая единица, но и инициатор многих важных для локального контекста инициатив. Сегодня среди архивных материалов, посвященных этому времени, обнаруживаются крупицы, связанные с творчеством Голубева как поэта, но множество и ниточек, связывающих его имя с фестивалями современного искусства, арт-группами, перформансами и акциями.

Перестроечный рубеж 1980 - 1990-х годов в России стал пиком политизации сообщества. Именно в это время активизировались творческие силы нашего региона. Голубев явился инициатором и участником нескольких крупных арт-объединений, самые важные из них - это «КЭПНОС» и «ГруНеХу».

При этом Голубев позиционировал свой творческий метод как трансреализм, объясняя его в многочисленных интервью как «интуиция плюс аналитика, медитация плюс жесткое ощущение реальности, в свою очередь являющейся иллюзорной».

Термин «трансреализм» до сих пор остается не до конца проясненным относительно литературы и визуального искусства, однако понятно, что в его основе лежит сознательная практика размывания границы между воображением и реальностью.

Об этом его стихотворение «Футбол»:

Кружатся диски, кружатся стулья, кружатся листья.
Листья закружат и улетят, листья желтые.
Надо только принять кучеропозие, и тогда они поплывут
Передо мной, пытливо пытаясь опытным путем постичь переход…

На страницах газеты «Смоленские губернские ведомости» в рубрике «Краем уха, краем глаза» Голубев участвует в нескольких провокационных информакциях. Например, публикует фиктивное интервью с серийным убийцей «Утекай! В подворотне нас ждет маньяк» под псевдонимами О. Невинная и Б. Животный. Это были первые опыты гонзо-журналистики на Смоленщине. Несмотря на свой явно ироничный характер, интервью оказало прямое воздействие на обывателей, и в городе началась паника - детей не пускали в школы, а силовые структуры начали поиски этого псевдоманьяка. Такую аномальную реакцию никто не предвидел.

Александр Голубев, называя себя «фондартистом», по сути, выступал в роли первого куратора современного искусства в городе, организовывал выставки и фестивали, договаривался с площадками, способствовал установлению связей смоленских художников с российским и международным арт-сообществом. Голубев стремился объединить арт-сообщество города, поддержать его автономное существование.

Владислав Макаров, художник, музыкант, член Смоленского отделения Творческого союза художников России:

- Александру Голубеву, человеку, поэту и пароходу, исполнилось бы 60... Это был настолько большой поэт и человек, что «надобно бы было сузить», как советовал Достоевский. Эта широта и поглотила человека и парохода. У меня с ним были особые, трогательно доверительные отношения. Бывало он говаривал, точно Сальери: есть два гения в Смоленске, ты да я... А я поддакивал и льстил ему, говоря, что он похож на Микки Рурка. Саша был неуемен в словах, чувствах и делах. В тогдашнем реале он сотворил два неуемных фестиваля современного искусства «Арт-бдения», куда собрал авангардистов всех жанров и направлений. Как генералиссимус он руководил этими эпохальными событиями из штаба, возлегая на диване и распределяя полномочия. Он рано ушел, а ему предстояли большие дела и слова. Смоленск лишился своего пророка и большого мастера подпольного искусства. Вот и не ходят по смоленскому Днепру пароходы, потому как нет такого парохода с именем Александр Голубев...

Сергей Васьковский, литературовед:

- Александр Голубев смеется и плачет одновременно, жестко закрепившись на этой земле. Нельзя познать иное, не вписываясь в условия своего мира. Иначе попытка проникнуть в другую Вселенную оборачивается бредовыми системами.

Павел Рыбкин, поэт:

- Саша - это голос и интонация. Не просто набор забавных дефектов дикции, а именно сама эта дикция как таковая. Когда вспоминаешь про Сашу, сразу хочется так же картавить и шепелявить, как он. А что такое поэт, как не голос и интонация?

Это была особенная речь. С раскатистыми фрикативными «г» и «у» неслоговыми, что более чем понятно для человека из Смоленска: это же граница с Белоруссией. Но вот уныло местечкового диссимилятивного аканья, когда почти все безударные «а» и «о» превращаются в «ы» («Увыжаемые пыссажиры! Нычинается пысадка пассыжиров на пыссажирский поезд Смыленск - Мысква…»), вот этого у него не было совершенно. Наоборот, у него было самое настоящее мАсковскАе аканье. Но с какой-то легкой цыганщиной. «А за-да-раствуйте. Это вам за-ва-нит Саша Голубев из А-Са-ма-ленска»! Почти как: «Я-ма-щик, а-не-го-ни лошадей…»

Еще раз: интонация в поэте - самое главное. Однажды услышав, как он читает свои стихи, уже не можешь потом слышать их ни в чьем исполнении, особенно актерском. Но даже необязательно стихи. Главное, чтобы жил в памяти сам голос. Сашин - живет.

Людмила Стерхова, журналист:

- Дискурсивное начало в текстах Голубева, наверняка от мамы-учительницы, папы-военного, умной 7-й школы и энергоинститута. Все остальное восходит к Джойсу - Миллеру - Прусту - Фуко - Хлебникову (перечень длинный-длинный, продолжать не имеет смысла; все эти и другие имена то зашифрованы в его тексте, то заанаграммированы, то просто разбросаны там-сям целыми и невредимыми, а бывает, и изуродованными, но на грани узнавания), к природной склонности к медитации, а также к фрагменту ноосферы над Смоленском, возникшему во времена Казимира Малевича. А еще к комсомолу. Почему - объяснить может только сам бывший ответственный комсомольский работник Александр Голубев. Это непереводимо…


Автор: Анатолий Соловьяненко

Последние новости

Ситуация с заболеваемостью в Смоленской области

Отсутствие вспышек гриппа и ОРВИ в регионе

В Смоленске обсудили подготовку к 80-летию Победы

Обсуждение мероприятий к важной дате прошло в региональном комитете.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Сергиевом Посаде, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *