Человек с «искрой» в сердце
Легендарному смоленскому футболисту Роману Падуре – 65! Из досье «СН».
Легендарному смоленскому футболисту Роману Падуре – 65!
Из досье «СН». Роман Иванович Падура родился 20 октября 1954 года. Футболист, тренер. Играл в командах «Карпаты» (Львов), «Сталь» (Орел), «Заря» (Ворошиловград),«Искра» (Смоленск). В «Искре» провел 10 сезонов, с 1975 по 1984 год. Играл на позиции крайнего защитника. Был любимцем смоленской публики. Чемпион РСФСР 1976 года.
– Роман Иванович, начнем с «азов»?
– Я родился на Украине, Львовская область, Яворовский район, село Чернилява, 20 октября 1954 года. Меня растила одна мать, поэтому я рано стал помогать ей. В Закарпатье футбол был очень развит, проводились чемпионаты районов. Я был влюблен в эту игру. Будучи еще мальчишкой, выступал наравне с мужиками в чемпионате района за деревню. Я был крепко сложен и играл на позиции центрального нападающего.
– Вы нигде не занимались?
– Это сейчас можно заниматься с пяти лет, только успевай платить деньги. А тогда ничего не было, тем более в деревне. Меня мать будила в семь утра, я брал шитыйперешитый мяч и шел… пасти коров. С ними я и тренировался. Пока она делает шаг одной ногой, я пробрасываю мяч ей между ног. Затем она делает шаг другой ногой – снова повторяю этот прием. Вот и все мои тренировки. А прием пробрасывать мяч между ног футболистам стал моей визитной карточкой.
– И как же Вы пробились в футбол?
– Хлопец из нашей деревни, который был на год старше, поступил в Львове в училище на сантехника. Он уговорил меня поступить туда тоже, что я и сделал после восьмого класса. Проучился я там один месяц (успел даже получить стипендию), играл в футбол за училище на первенство общества «Буревестник». И после очередной игры ко мне подошел преподаватель другого училища и предложил перейти в их учебное заведение (они были в лидерах по футболу). Я согласился. Мне сразу же дали место в общежитии, назначили стипендию, и стал я обучаться на токаря (закончил с красным дипломом). Тут начались полноценные тренировки, много было кроссовой работы. Я сильно прибавил и оказался в сборной города.
– Первой Вашей профессиональной командой стали львовские «Карпаты». Как Вы там оказались?
– Сборная города выезжала на множество турниров. И вот наша команда в 1970 году играет на первенстве Украины среди юношей с группой подготовки львовских «Карпат». Они быстро забили нам два мяча и начали «пижонить», за что и поплатились. Мне удалось отыграть два пропущенных мяча, и встреча завершилась вничью. После игры ко мне подошли руководители команды «Карпаты» и предложили выступать за них. Меня берут в дубль, устанавливают оклад в 60 рублей (сумасшедшие деньги по тем временам). По весне я с командой прошел первые сборы, поиграв с игроками основы.
За дубль сыграл немного. Помню, проиграли в Киеве 0:3. В этом матче я выступал на позиции левого защитника, а соперником у меня был Владимир Эштреков, вскоре ставший звездой советского футбола. Ох, и «повозил» он меня!
Потом были игры в сборной Украины на первенство общества «Трудовые резервы». Вернулся в команду «Карпаты» в середине лета, по завершении первого круга. За это время поменялось руководство коллектива, главным стал Валентин Бубукин, вторым – Юрий Суслов. Ко мне подошел Суслов и сказал: «Роман, уезжай, тебе не пробиться в состав, ставка будет сделана на москвичей».
– А как Вы оказались в орловской «Стали»?
– Я уехал в команду «Буковина» (Черновцы). Но тут раздался звонок от львовского футболиста, который выступал за «Сталь» из Орла. Он сказал, что команде нужен нападающий. Я приехал и успешно прошел просмотр. Тогда деньги в команде были – как сейчас говорится, спонсором клуба был сталепрокатный завод. Оклад был 140 рублей, премии: выезд – победа – 80, ничья – 40 рублей, домашние – соответственно 50 и 25 рублей. Первый круг мы завершили где‑то на 67м месте. Соперники были довольно серьезные.
Я продолжаю играть за «Сталь». Мне как‑то делают отсрочку от армии. Там я окончил школу, 10 класс.
– Затем Вы пропали с футбольного горизонта. Куда?
– Осенью 1974 года меня призывают в армию и отправляют в воинскую часть, которая была расположена прямо в городе. Мы прошли курс молодого бойца, приняли присягу и вместе с командой приступили к тренировкам. Жили в трехкомнатной квартире и как военнослужащие должны были отмечаться каждый вечер в комендатуре. Но как‑то «загуляли» (дело молодое) и пропустили поверку. Прибывший по месту нашего жительства патруль арестовал нас и сопроводил на гауптвахту. Нам определили 15 суток ареста.
После этого меня отправили служить в Сумскую область, в город Глухово. Воинская часть располагалась в лесу. Командир части был фанатом футбола. Он и пристроил меня в штабе писарем. Не было проблем у меня со «стариками». Весной я выезжал в деревню играть в футбол, много там забивал, а расплачивались со мной самогонкой.
Так как я имел доступ в штабе ко всему, мне удалось достать телефон смоленского футбольного клуба «Искра». И вот в один прекрасный день мне удалось дозвониться до клуба. И в конце апреля в воинскую часть пришла телефонограмма откомандировать рядового Падуру в Москву на пересыльный пункт. Так я оказался в «Искре».
– Звезда вильнюсского «Жальгириса» Данисявичус рассказывал, как его «прописывали» в «Искре» в 1980 году. Вызвали на беседу с лидерами, налили стакан водки и сказали: «Пей, немец!». Сопротивляться было бесполезно. А как встречали Вас?
– Когда я пришел в «Искру», костяк только формировался. Силагадзе, Бабенко, Ольховик, Григорьев, Соловьев пришли в команду незадолго до меня и ритуалы еще не сформировались. Всё сложилось через годдва.
– Много ли тогда занимались тактикой?
– Да нет. Учить тактике Силагадзе или Бабенко было бы глупо. Нам, молодым, нужно было только слушать их подсказки.
– Где отдыхали в свободное время?
– Иногда собирались на базе. А в городе любимым местом был ресторан «Смоленск», нынешнее «Чао Италия». Нас там знали все, от официантов до музыкантов.
– Рассказывают, что Борис Когут как‑то увел лошадь у цыган с Краснофлотской и приехал на ней в спортроту. Папуга отобрал оружие у часового на КПП. Соловьев вспоминает, как на военном самолете летели в Сочи, но по пути нужно было завезти мебельный гарнитур какому‑то генералу за Урал. Были ли интересные случаи у Вас?
– Ну вот, к примеру. В 70–80‑е был сплошной дефицит. Колбасу и мясо купить было крайне сложно. Наш повар на базе Боря Черенков иногда из сэкономленного сырья комплектовал смоленским семейным ребятам пайки, которым жены были очень рады. Вот както закончилась игра, Боря вручает мне пакет. Беру и собираюсь ехать домой. На выходе из раздевалки встречаю травмированного Володю Мануйлова. Тот шепчет, что у него с собой бутылка вина и мы могли бы немного расслабиться. Доходим до площади Смирнова и устраиваемся в садике. Только пригубили, как видим – прямо на нас идет наряд милиции. Ну стартовая скорость у меня была неплохая… Володя за мной. Добежали опять до «Спартака». Спрашиваю: «А где пакет с пайком?» Мануйлов жмет плечами. Пакет в качестве трофея достался милиции. А дома жена с пристрастием спрашивала меня о том, куда я мог деть пакет с едой по пути от стадиона до дома. Пришлось соврать, что очень устал и пакет забыл в трамвае.
– Ну вот и добрались до дел семейных. 70 процентов приезжих футболистов, отслужив, уезжали домой с женамисмолянками. Ярцев, Виктор Андреев, Папуга, Нененко, Сон, Грига, Даев. Делов, Силагадзе, Комков и многие другие нашли свое счастье в Смоленске. Где со своей женой Тамарой познакомились Вы?
– Она работала в магазине «Голубой экран» на Советской. А чуть ниже, тоже в магазине, работала будущая жена Володи Комкова Татьяна. Встречались около года. Свадьбу справили в 1976 году, через неделю после того, как в Сочи стали чемпионами РСФСР. Свадьбу справляли в кафе на Багратиона, возле спортроты и завода холодильников. Кстати, на моей свадьбе, где гуляла вся команда, со своей второй женой познакомился Джамал Силагадзе. А свидетелем у меня был Толя Соловьев, обладатель Кубка СССР в составе московского «Торпедо, балагур и весельчак. Вот с его легкой руки и живем дружно до сих пор. Родили и вырастили двух детей, дочку и сына.
– Со стороны может сложиться ощущение, что все футболисты гуляки и повесы?
– Это не так. Просто сегодня вы не можете представить себе уровень популярности футболистов «Искры». Нас знал весь город. Нигде нельзя было появиться незамеченным. И если ты сидел в кафе в компании 34 человек, то говорили только о том, что в кафе сидел Падура.
– Век футболиста короткий. Как Вы заканчивали?
– Я в 1983 году не играл за «Искру» по причине травмы. В это время ко мне обратился с просьбой Аркадий Прохоров (кстати, бывший игрок «Искры»), директор ДЮСШ5. У него была вакантна ставка тренерапреподавателя, и он предложил ее занять мне. Я понимал, что мои дни как футболиста сочтены, и занялся не привычным для меня делом. Ребенок учится всему, и я как ребенок, только в возрасте, – приходилось учиться всему с нуля (педсоветы и так далее).
– Роман Иванович, кем из своих воспитанников гордитесь?
– Сначала у меня были ребята 1978 года рождения – довольно сильный состав (например, Евгений Марков, нынешний тренер ФК «КрасныйСГАФКСТ»). Вскоре из СКА ко мне перешли Денис Захаренков, Василий Медведев, и у нас подобрался добротный состав. Был образован спортивный класс на базе четвертой школы, отличные условия, и все ребята были переведены туда.
В первенстве страны мы выиграли зону. Пройти дальше просто не хватило опыта, и в первую очередь мне как тренеру.
Не с каждым годом рождения удается добиться хороших результатов. Не знаю, от чего это зависит, врожденное или нет. Учишь их, учишь, но ничего не получается. Так бывает.
Следующим возрастом можно гордиться – это ребята 1989 года рождения. Это Павел Купреев, Евгений Осипов и другие.
Работа в ДЮСШ5 доставляла удовольствие, великолепные годы.
– Вы также успели поработать в «Кристалле»?
– Во времена прихода в «Кристалл» Дзюбы и Бердыева потребовалось создать при команде мастеров свою спортивную школу. Ко мне подошел директор клуба Николай Николаевич Жарков и объяснил, что им нужны ребята 1989 года рождения, которых тогда я тренировал. Я подошел к Аркадию Вадимовичу Прохорову с просьбой меня отпустить. Он сказал: иди, но обратной дороги не будет. И я ушел.
Года три было всё хорошо. Но потом раскрыли махинации в клубе, Дзюба попал под следствие, и начались проблемы с заработной платой. В конце мы нанимали юристов, чтобы судиться с клубом. Но ничего не выиграли.
С ликвидацией «Кристалла» я не стал проситься назад в ДЮСШ, хотя некоторые тренера возвращались.
Сейчас работаю педагогом в «Центре развития детей и молодежи». Раньше этот центр назывался «Смоленские дворы». В отличие от ДЮСШ мы занимаемся не профессиональным спортом, а любительским. Наша задача заложена в названии – занять детей во дворах, привить им здоровый образ жизни. Раньше я служил футболу, теперь футбол помогает жить мне и другим.
Беседовали Сергей Барбашов
и Александр Попов
Авторы материала и коллектив «СН» горячо поздравляют Романа Ивановича ПАДУРУ с 65летием и желают ему здоровья и успехов во всех делах!
Последние новости
Ситуация с заболеваемостью в Смоленской области
Отсутствие вспышек гриппа и ОРВИ в регионе
Смоленск стал центром международного молодёжного форума информационных технологий
Участники форума обсудили будущее IT-отрасли в регионе.
В Смоленске обсудили подготовку к 80-летию Победы
Обсуждение мероприятий к важной дате прошло в региональном комитете.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку