К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Николаева Василия Николаевича
Василий Николаевич Николаев родился 25 декабря 1921 года в крестьянской семье в деревне Воейково Сычевского уезда Смоленской губернии (ныне на территории Новодугинского района Смоленской области).
Василий Николаевич Николаев родился 25 декабря 1921 года в крестьянской семье в деревне Воейково Сычевского уезда Смоленской губернии (ныне на территории Новодугинского района Смоленской области). В 1938 году после окончания Калыгинской семилетней школы поступил в Московский индустриально-строительный техникум. Одновременно с учебой осваивал летное дело в Московском аэроклубе.
15 июля 1940 года Московским горвоенкоматом призван в ряды Красной Армии и учитывая полученную подготовку направлен в Балашовскую военную авиационную школу пилотов.
С апреля 1943 года младший лейтенант Николаев участвует в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны в составе 62-го штурмового авиационного полка.
Летая на штурмовике Ил-2, наносил удары с воздуха по скоплению вражеских сил и техники на территории Смоленской области. 12 мая 1943 года во время штурмовки железнодорожной станции г. Ельня: «В результате точного выхода на цель и внезапного удара был взорван склад горючего, разбито до 10 ж.д. вагонов, разрушено ж.д. полотно на ст. Ельня. 13.05.43г. произвел боевой вылет на атаку ж.д. эшелона в р-не станции ГЛИНКА – БОЛЬШАЯ НЕЖОДА. В результате двух заходов – группой было уничтожено до 12 вагонов с техникой противника и прямым попаданием тов. НИКОЛАЕВ разбил паровоз».
12 июля 1943 года во время нанесения штурмового удара по немецким танкам в районе Ульяново – Дурнево наши самолеты попали под сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, а затем на них накинулись фашистские истребители. Не смотря на это, младший лейтенант Николаев сумел прорваться к цели и уничтожить 2 танка и 8 автомашин. При выходе из атаки: «…один вражеский снаряд попал в машину т. НИКОЛАЕВА, а сам был ранен в левую руку. Самолет в воздухе загорелся, не смотря на ранение тов. НИКОЛАЕВ на горящем самолете продолжал обстреливать из пушек и пулеметов ненавистного врага до последнего снаряда и патрона. На обратном маршруте тов. НИКОЛАЕВ подвергся атаке двух ФВ-190, но и здесь отважный летчик-штурмовик выходит победителем и продолжает на горящем самолете свой полет. В этом бою тов. НИКОЛАЕВ проявил мужество и отвагу – на горящей машине перетянул линию фронта и благополучно произвел посадку на своей территории».
К 10 октября 1943 года на счету младшего лейтенанта Николаева было 17 успешных боевых вылетов, за что командование авиаполка представило его к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени. Но командир авиадивизии понизил эту награду до ордена Красной Звезды.
Не завидная участь была у летчиков-штурмовиков. Их средняя выживаемость в середине войны не превышала 26 боевых вылетов. Причиной больших потерь было то, что штурмовики летали на малой высоте, зачастую на бреющем полете (5 - 50 метров). Огонь с земли по ним велся из всех видов вооружений, чуть ли не из пистолетов. Бронекапсула Ил-2 защищала летчика от стрелкового оружия и осколков снарядов. Но спасти от плотного и точного огня немецкой зенитной артиллерии не могла. Прямые попадания их снарядов пробивали броню штурмовика. В результате у летчиков-штурмовиков редкий вылет обходился без потерь в эскадрилье, а в штурмовых авиаполках за год обновлялось по 80-90% летного состава.
Но военная удача была на стороне Василия Николаевича, хотя его самолет за годы войны и бывал подбит несколько раз. Спасало мастерство летчика и опыт пилотирования, который увеличивался с каждым днем. 24 июня 1944 года лейтенант Николаев, будучи ведомым пары Ил-2 во время нанесения штурмового удара по немецкой автоколонне на дороге Приданцы – Хильковичи, несмотря на яростный огонь зенитной артиллерии «… показывая высокие образцы умения маневрировать, сделал внезапный заход на цель, в результате чего после двух атак было уничтожено и повреждено: до 10 автомашин, одно зенитное орудие, до 30 чел. живой силы противника и в дер. Хильковичи сожжено 2 дома.
На втором заходе второй атаки мотор на самолете лейтенанта НИКОЛАЕВА был подбит ЗА противника, отдавая все возможное лейтенант НИКОЛАЕВ перетянул самолет за линию фронта уже с остановленным мотором и произвел посадку с убранными шасси».
Еще 1 сентября 1943 года в Военно-воздушных силах была введена новая градация количества боевых вылетов и сбитых самолетов противника, на основании которой летчики могли получить правительственную награду. Так для получения звания Героя Советского Союза летчик-штурмовик должен был совершить 80 успешных боевых вылетов. К концу ноября 1944 года старший лейтенант В.С Николаев существенно перевыполнил эту норму вылетов. Представляя его к званию Героя Советского Союза, командование авиаполка отмечало, что за « период боевой работы в полку произвел 111 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку узлов сопротивления, артминбатарей, ж.д. станций, водных переправ, скопления танковых колонн и живой силы противника. …За период 111 успешно произведенных боевых вылетов ст. лейтенант НИКОЛАЕВ сам лично уничтожил: танков 15, автомашин 74, подвод 36, полевых орудий 22, зенитных орудий 11, ж.д. вагонов 31, паровозов 2, складов с боеприпасами и горючим 2, миномётов 8, блиндажей 3, переправ 1, живой силы противника до 450 человек. … За весь период боевой работы группа штурмовиков, руководимая ст. лейтенантом НИКОЛАЕВЫМ не имела потерь ни одного самолета.
Участвовал в наступательных операциях: на ОРЛОВСКО-ЕЛЬНИНСКОМ, РОСЛАВЛЬСКОМ, СМОЛЕНСКОМ, ОРШАНСКО-ВИТЕБСКОМ, МОГИЛЕВСКОМ, МИНСКОМ, ГРОДНЕНСКОМ, БЕЛОСТОКСКОМ направлениях. …В совершенстве овладел вверенным ему оружием, а также техникой вождения самолетов Ил-2 в сложных метеоусловиях. Водит в бой от 4 до 8 самолетов Ил-2. Отлично владеет тактикой воздушного боя штурмовиков против истребителей, маневром против зенитного огня и приемами действия штурмовиков по наземным целям.
…Ст. лейтенант НИКОЛАЕВ молодой, талантливый летчик-штурмовик, с большим боевым опытом и большими организаторскими способностями, спокойный, скромный в бою храбрый, не раз производивший внезапные, дерзкие налеты на сильно укрепленные оборонительные рубежи противника, внося в их ряды панику и ужас, смерть и разрушения».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Николаеву Василию Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 5408.
До конца войны продолжал воевать в составе 62-го штурмового авиационного полка, совершив 140 боевых вылетов. Был трижды ранен. Победу встретил в должности командира эскадрильи.
После войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Служил на командных и штабных должностях в Военно-транспортной авиации СССР. С 25 июня 1974 года полковник В.Н. Николаев - в запасе. После выхода на пенсию работал в авиационной компании «Сухой».
Жил в городе-герое Москве. Скончался 21 марта 1993 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
В 2015 году его имя было увековечено на стеле в сквере Памяти Героев в Смоленске.
Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 5408 (1945г.), двумя орденами Красного Знамени (1944г.), орденом Александра Невского (1945г.), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944г., 1985г.), двумя орденами Красной Звезды (1943г., 1956г.), орденом «Знак Почета» (1968г.), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1951г.).
Последние новости
Ситуация с заболеваемостью в Смоленской области
Отсутствие вспышек гриппа и ОРВИ в регионе
Смоленск стал центром международного молодёжного форума информационных технологий
Участники форума обсудили будущее IT-отрасли в регионе.
В Смоленске обсудили подготовку к 80-летию Победы
Обсуждение мероприятий к важной дате прошло в региональном комитете.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований